События

Анатолий Кузичев: «Сейчас закат радио в его классическом понимании»

Юлия Лыкова, «Крымское Эхо» Источник (ссылка откроется в новом окне)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОН-СТОП, КОТОРЫЙ ПРЕДЛАГАЮТ БОЛЬШИНСТВО СТАНДАРТНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ — ОТМИРАЮЩИЙ ЖАНР

25 февраля по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3» крымскую столицу посетил известный российский радио- и телеведущий, программный директор радиостанции «Маяк» и главный продюсер радиостанции «Вести FM» Анатолий Кузичев.

В интервью «Крымскому Эху» он рассказал, кто сейчас слушает радио, чем эфир 90-х отличается от того, что мы слышим сейчас, и почему разговорное радио гораздо перспективнее музыкального.

— Анатолий, начнем с начала: как вы попали на радио?

— Если вы о том, было ли у меня намерение попасть на радио, то нет, все произошло случайно. В то время начали открываться коммерческие радиостанции в Москве. В 1993 году их было не меньше пяти. И уже тогда было понятно, что это что-то крутое, новое и интересное. Я увидел объявление о наборе, пошел на общих основаниях и попробовался.

— Как тогда проходил отбор?

— Так же, как и сейчас. Человека сажали к микрофону, он что-то говорил, читал, то есть тестировался его голос, а потом главный редактор задавал вопросы на общую эрудицию, реакцию и так далее. Я прошел конкурс. Но тогда твердого намерения и представления о том, что я хочу связать свою жизнь с радио, не было. Но попал — и понял, что это мое.

— Чем отличается радио 90-х и 2000-х годов?

— Есть принципиальные отличия. Так как в 90-е годы появилось множество коммерческих радиостанций, им нужны были сотрудники. Принцип отбора в то время был такой: ты хороший парень или девчонка, умеешь говорить, вот и замечательно, милости просим. По такому принципу и были заполнены штаты всех радиостанций 90-х. В основном.

Те годы подарили нам массу талантов, но подавляющее большинство тех, кто работал на радио, были люди с улицы, в плохом смысле этого слова.

— Получается, их нужно было обучать?

— Конечно. Но это полбеды. Сейчас к нам тоже приходит много народа стажироваться с факультетов журналистики. Их тоже надо обучать. Но они, во-первых, в принципе обучаемы, потому что с профильных факультетов, во-вторых, не дураки, и, в-третьих, у них есть настрой на обучение в этом направлении. И хотя я все время говорю, что мы не школа, но толковых ребят, которых не хочется терять, берем.

А в те времена — станций полно, а кто на них трудиться будет? Люди приходили и работали. Сейчас эта среда очень конкурентна, поэтому и отбор серьезный, так просто, на халяву, не проскочишь.

— Аудитория «Маяка» за 20 лет изменилась?

— Радикально. В 90-е годы «Маяк» был наследником той самой советской системы и, прямо скажем, не блистал. Потом наступил этап Маяк-24 — это было в начале 2000-х годов, когда во главе с Сергеем Владимировичем Курохтиным «Маяк» превратился в современное информационное радио. Вот тогда «Маяк» «умыл» все разговорные радиостанции, уверенно разместившись на верхних строчках рейтингов.

— Как удалось так измениться?

— Это не была серия эволюционных преобразований, которые случайно привели к такому продукту. Нет, конечно. Никто не хотел и не мог мириться с тем, что «Маяк» прозябал на не пойми каких позициях в середине таблицы всех станций. Поэтому была поставлена конкретная задача: сделать современную, новостную, ритмичную радиостанцию. Что и было воплощено. Затем ситуация изменилась в 2008 году. Непосредственным участником этих событий был и я. Тогда решалась другая задача — сделать одну станцию информационную, а «Маяк» — другим.

И тут вмешался Сергей Сергеевич Архипов, который придумал для «Маяка» парадоксальный и радикальный на тот момент концепт молодежно-разговорной станции. Сергей Сергеевич это придумал, воплотил и, на самом деле, угадал.

Время перехода было болезненным. Старая аудитория отходила, а новая еще не пришла. Только сейчас мы мучительно набираем то, что умышленно отдали в 2008 году. Этот проект удался, судя по тому, что многие стали брать наш опыт на вооружение, в большом количестве вводить разговорные форматы, явно ориентируясь не на пожилых людей, которые обычно составляют ядро слушателей разговорных станций.

— Какая сейчас ваша возрастная аудитория? Кто слушает радио «Маяк»?

— Все станции говорят всегда одно и то же: 35-55 лет — это наша аудитория. Конечно, это не так, потому что в основе любой разговорной станции, даже молодежной, все равно лежит аудитория 55 плюс. И мы тоже не избежали этой участи. Итак, основная — 55 плюс, потом — 35-50 лет и так далее. Мы ориентируемся как раз на аудитории 35-50 лет. В основном, это мужчины, которые, по статистике, слушают разговорные станции гораздо охотнее и чаще, чем женщины.

— А почему 55 плюс? Эта та аудитория, которую приучили слушать радио в Советском Союзе?

— Я не думаю, что речь идет о Советском Союзе, потому что в 90-х им было 35. Вряд ли на этих людей такое существенное влияние оказала эстетика СССР. Мне кажется, это физиологически возрастная потребность, когда ты не хочешь слушать музыку, а желаешь получить интеллектуальное удовольствие. Это психологическая потребность в собеседнике, в умном разговоре на радио. Не думаю, что это школа Союза.

— То есть получается, что радио вечно, и оно никогда не изживет себя? Несмотря на то, что можно купить любой диск и послушать любую музыку?

— Что касается дисков, то вы совершенно справедливо предвосхитили мои слова о судьбе музыкального радио. Понятно, что с музыкой сейчас стало гораздо проще. Разнообразие всего было тяжело представить 10-15 лет назад, но теперь многое изменилось. Сейчас люди ищут эксклюзивный контент, будь то на радио или телевидении, а для этого должны выходить авторские программы.

Просто музыкальный нон-стоп, который предлагают подавляющее большинство стандартных радиостанций — это отмирающий жанр. Разговорные станции строятся по-другому и в качестве эксклюзивного контента предлагают не набор треков, которые и без того можно послушать, а то, что нигде, никогда гарантировано не сможете взять.

Вы получаете авторский подход, авторский комментарий, авторскую дискуссию, полемику, экспертную оценку или аналитику, которую нигде, никогда не сможете услышать или скачать. Это и есть эксклюзив, благодаря которому у разговорного радио сейчас гораздо больший потенциал, чем у музыкального.

— Выходит, на радио вы берете не только тех сотрудников, которые имеют профессиональное образование. Помимо этого у них должно быть и профильное, чтобы наравне разговаривать с собеседником? Или нет?

— В разговорном радио два основных формата: новости, где работают профессиональные журналисты, которые умеют работать с лентами агентств, вообще с новостями. А есть разговорные форматы, где вам важно иметь харизму, обаяние, хороший голос, реакцию, эрудицию и так далее. Мое глубокое убеждение, что образованием этого не добиться. Образование — это хороший показатель, но решение о приеме на работу принимается на основе личного впечатления после беседы с человеком, и его теста в студии.

— Ежегодно к вам приходит много ребят, которые хотят попробоваться на радио…

— Приходит много, берем мало.

— На радио человек должен приходить со своими идеями или создается какое-то шоу, под которое набирается коллектив?

— И так, и так бывает. Случается, есть два человека и их «спайка» — это очень круто, и под них придумываешь какой-то формат, шоу, название, время и запускаешь в эфир. Как правило, делаешь шоу «под людей».

— Какова культура общения в прямом эфире?

— Понятно, что, будучи государственной радиостанцией, мы имеем более жесткие рамки, и это хорошо. Иногда чувствую, что мы одни из носителей классической, академической, настоящей культуры радиобщения, которой не хватает. В 90-е годы мы целенаправленно уничтожали то, что было раньше и почти все потеряли, но не все.

Конечно, есть необходимость культуры общения, есть запретные приемы. Их очень трудно формализовать и прописать в одном документе, поэтому так важен коллектив. Когда мы долгие годы работаем вместе, все понимают наши требования. А когда приходят новые, веселые, и это все с нуля — тяжело.

Культура общения необходима, и она есть. Мне кажется, мы ее блюдем довольно четко и жестко. Иногда приходится говорить: «Старик, ну перегнул, вот здесь не очень красиво, а это не очень вежливо. Людей, конечно, нужно провоцировать и троллить, но вот сейчас ты перегнул палку». Культура общения — это вопрос только личного вкуса любой радиостанции.

— Жестких наказаний нет?

— Есть. Сегодня мне несколько раз напомнили о скандале с муковисцидозом на «Маяке». Тогда результатом стало увольнение двух наших сотрудников. Подобные случаи, к счастью, исключение.

— У вас есть любимая радиостанция, помимо «Маяка»?

— Все-таки я должен оговориться, что любимая моя радиостанция — это «Маяк» и «Вести FM». «Вести FМ» еще и детище. А что касается станций, которые я внимательно слушаю, потому что там есть много такого, чего бы я хотел сделать у нас, добиться такого же звучания или уровня — это «Эхо Москвы». Они воплотили наличие богатого спектра мнений с очень яркими, харизматичными, эмоциональными носителями этих мнений, они не боятся (понятно, что это часть их рейтинга) сталкивать их в эфире. В общем, вот это такое настоящее радио. Не скажу, что это мое любимая радиостанция, нет. Но то, что у них много того, чего бы я хотел сделать у нас — это правда.

— Что новенького в планах радиостанции «Маяк»?

— Я не буду говорить про конкретные программы, но есть уверенность и понимание необходимости неких изменений, и мы сейчас этим занимаемся. Фундаментальная причина в изменениях — повышение содержательности нашего эфира. Мы половину задачи своей выполнили: стали легкие, разговорные, у нас хороший навык работы в эфире, мы вообще молодцы и орлы — но вот теперь мы хотим быть молодежной, разговорной, но и содержательной радиостанцией. Чтобы это был не просто довольно техничный и профессиональный разговор, но и глубокий, содержательный. Для этого нам придется кое-что изменить. Это задачи на ближайший год.

— А что касается подбора музыки?

— Уникальная ситуация. Мы разговорная радиостанция, но тем не менее у нас есть музыка. После долгих и мучительных рассуждений придумалась такая концепция, которая мне до сих пор кажется идеально компромиссной. Концепт в том, что у нас звучит качественная мейнстрим-музыка, которая является хорошим фоном (в лучшем смысле этого слова) и в то же время не является слишком уж характерной, провоцирующей. Человек в этот момент может перевести дыхание, передохнуть между разговором, не особо отвлекаясь на музыку.

Мы немного экспериментируем. В ближайшее время хочу попробовать посвятить шоу какой-то музыкальной эпохе. Условно говоря, шоу «Профилактика» на волне 70-х. И саунд 70-х и в отбивках, и в оформлении, и в самих музыкальных треках. Это просто эксперимент. Мне кажется, он может быть интересен.

— Кстати, а кого вы можете назвать учителем в профессии?

— Бог миловал, у меня одного учителя не было, но было много людей, которые благословили на эту работу. В начале 90-х годов учителей особо не было, каждый шел своей дорогой. У нас не было какого-то канона, как в США или Франции, не было культовых персонажей. Шли вслепую и наощупь, каждый придумывал свою интонацию, приемы, «фишки».

В то время у всех было ощущение идиотически-пионерское, думали, сейчас мы сделаем настоящее, новое радио, не это замшелое, а потом, годы спустя, пришло понимание, что школа нужна, что поставленный голос с хорошей, правильной, идеальной речью тоже очень важен для радио. Но это годы спустя, после пьянящего ощущения свободы. Через это надо было пройти, нужно было это пережить, чтобы все понять.

— То есть пришлось заново учиться?

— Получается так. И сейчас опять все с придыханием говорят о правильной речи, коллеги стали друг друга подкалывать, если какой-то ляп услышат в эфире. Это меня радует. После лихих, в этом смысле, 90-х, мы возвращаемся в лоно профессионального и серьезного отношения к радио. Я боюсь, не было бы этом слишком поздно, потому что сейчас закат радио в классическом понимании. Хоть я и говорю о разговорных станциях, которые предлагают эксклюзивный контент, но понятно, что технически многое изменится и ясно, что эфирному радио осталось не очень долго. Может быть не больше десятилетия.

— А что будет дальше?

— Не знаю. Кто бы знал! Понятно, что каким-то образом это будет связано с сетью, а как именно, одному Богу известно. У меня есть понимание некоторых принципов, я не знаю, как именно это будет, но очевидно, что собранные профессиональные, большие, серьезные редакции каким-то образом заново переосмыслят себя, они не могут просто взять и превратиться в пыль или в дым и уйти. Понятно, что они во что-то конвертируются, просто во что — время покажет и технология.

— Какой эталон современного радиоведущего?

— Главное для радио, наверное, как ни смешно, это голос. Не обязательно бархатистый с переливом, чтобы девушки охали, но выразительный, яркий голос, хорошая реакция — очень радийная черта. Безусловно, эрудированный, с хорошей речью и, конечно, остроумный — это портрет хорошего ведущего.

— Хорошая реакция приобретается с опытом или это внутренние качества человека?

— Это, конечно, внутреннее качества, которые оттачиваются с опытом. Как любой талант, который должен подвергнуться огранке. Нужно уметь пользоваться талантом и оттачивать его.

— В чем разница в работе в утреннем и вечернем эфире?

— Утром должно быть звонко, ярко, драйвово, смешно, весело, быстро, ритмично, а вечером можно позволить себе полутона, перепады. Но скучно не должно быть никогда! Вечером чуть шире диапазон приемов — можно и драйвово, и где-то можно поразмышлять, и паузу допустить.

— Работа в эфире — это зачастую импровизация или хорошо подготовленный сценарий?

— Это импровизация по сценарию. Сценарий на радио — это набор тем или направлений, о которых ты хочешь говорить с людьми плюс у тебя есть гость, у которого ты примерно понимаешь, что хочешь спросить, а также какая-нибудь «игрушка» — викторина, шарада плюс к тому, тема для интерактива со слушателями. Вот это твой сценарий, а все остальное, будь любезен, исполни сам. У тебя есть общее направление, но как ты это исполнишь, что ты скажешь, где ты остановишься и скажешь «нет, все, закрыли тему» и так далее — это импровизация. Поэтому есть канва, а не сценарий.

— Для импровизации нужен опыт?

— Конечно. Импровизация без опыта называется пустая болтовня. А это самое плохое, что может быть.

— У вас бывали сложные эфиры?

— Что ни день, то сложный эфир. Конечно. Я на днях думал, от чего это может зависеть. На прошлой неделе у меня был такой тяжелый эфир... Вроде формально — эфир как эфир, все как обычно, но вышел я из него с каким-то дурацким ощущением, что ничего не получилось. За долгие годы мы подсознательно, даже не отдавая себе отчет, научились настраиваться, садиться в эфир и сразу включать специальное «эфирное» чувство. Но иногда, к счастью, изредка, оно отказывает и выходишь из эфира с ощущением разочарования. Это одно, а вторая причина неудач — это люди, которые приходят к тебе. Случается, ты не настроился на одну волну со своим гостем, бывает мучительно-тяжелое общение.

—То есть что-то актерское в вашей работе присутствует?

— Безусловно. Ты, конечно, должен представлять в эфире себя, а не персонажа. Ты - это ты. Просто ты доходишь до каких-то внутренних границ, которые вне эфира, может, и перешагнул бы, а в эфире не можешь себе позволить. Поэтому что-то актерское в этом есть.

— А если грустное настроение, как себя можно поддержать?

— Коньяком, — смеется Анатолий. — Ладно, я шучу. Просто знаю по опыту, это не помогает. Не дает того эффекта, который многие ожидают. Давало бы, я, ей-богу, позволял бы себе, ради эфира чего только не сделаешь, но нет эффекта. Только сам себя можешь «накрутить» на нужную волну. Благо, в вечернем шоу я могу себе иногда позволить меланхолические минуты в программе, твердо понимая, когда нужно остановиться, чтобы не было перебора.

— Вы знакомы с украинскими радиостанциями?

— Я был сегодня на радиостанции «Ассоль», узнал о станции «Лидер». Не могу сказать, что в Москве я занимаюсь мониторингом украинских радиостанций. Не буду врать. Не знаю.

— Но московские, российские слушаете?

— Естественно. Нужно понимать общий тренд и общую ситуацию, ту конкурентную среду, в которой живешь, удачные задумки коллег. Ну, а как иначе можно работать и конкурировать с радиостанциями, не понимая, что они делают?
 

Комментарии

08.02.2024, 10:21 Duane
I'd like to thank you for the efforts you've put in penning
this blog. I really hope to check out the same high-grade blog posts from you in the future as well.
In fact, your creative writing abilities has motivated
me to get my own site now ;)
08.02.2024, 16:42 acquisto neurogeron senza prescrizione medica a Bari
Does your site have a contact page? I'm having trouble locating it but, I'd like to send you an email.
I've got some recommendations for your blog you might be interested
in hearing. Either way, great website and I look forward to seeing it grow over time.
10.02.2024, 11:38 Chas
We're a group of volunteers and opening a new scheme in our community.

Your website offered us with useful information to work on. You've done an impressive activity and our whole community
might be grateful to you.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Анатолий КУЗИЧЕВ

25 февраля по приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» Симферополь посетил известный российский радио- и телеведущий, журналист, программный директор радиостанции…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи