События

Не обязательно пробовать яд на вкус, чтобы понять, что он — отрава

Анастасия Тимофеева, "Крымские известия" Источник (ссылка откроется в новом окне)

С каждым годом старшее поколение со все большей тоской вспоминает советские фильмы — добрые и светлые, лишенные пошлости, насилия, грязи, льющейся с экранов телевизоров сегодня. Многие предпочтут в сто сорок восьмой раз пересмотреть «Любовь и голуби» или «Девчат», чем приобщиться к современному кинематографу — и трудно их в этом винить. Нынче правят балом спецэффекты, эпатаж, откровенность на грани фола, а сюжет и мораль уходят на дальний план. Искусство, будь то кино, театр или музыка, стало всего лишь бизнесом, а качественные ленты, заставляющие задуматься и переживать, пылятся на полках, демонстрируются в узком кругу, а то и вовсе не находят поддержки и остаются невостребованными сценариями в дальнем ящике…

Крайне редко смотрю телевизор, но если и доводится обосноваться у «голубого экрана», терпения надолго не хватает. От канала к каналу — одна и та же чушь. Бесконечные ток-шоу, на которых перемывают косточки, перебирают грязное белье, смакуют трагедии и катастрофы. Однотипные российские сериалы, преимущественно бандитско-полицейского или романтического направления. Бразильско-мексиканское «мыло» с бесконечными пропавшими детьми и братьями, потерями памяти, внутрисемейными интригами и изменами. В кинотеатрах — не лучше, сплошные блокбастеры, пошлые комедии с низкопробным юмором и ужастики. А так хочется разумного, доброго, вечного… Невольно с тоской вспоминаешь Любовь Орлову, Надежду Румянцеву, Алису Фрейндлих, Маргариту Терехову, непревзойденного по сей день Василия Ливанова в роли Шерлока Холмса, безупречного Василия Ланового, добродушного Евгения Леонова, неподражаемого Юрия Никулина и других талантливых актеров, оставивших после себя великое наследие. А потом приходишь домой, скачиваешь из Интернета «Вам и не снилось» или «Москва слезам не верит» и пересматриваешь фильмы, в которых знаешь наизусть каждую реплику, потому что ничего нового кинематограф не может тебе предложить. Акулы телекинобизнеса твердят в один голос: снимают то, что востребовано зрителями. Думаю, попытки выяснить, спрос ли рождает предложение или предложение формирует спрос, равносильны поиску ответа на вопрос: «Что было раньше — курица или яйцо?». Все же склоняюсь к мысли, что вкусы народа низвели к ширпотребу не без посторонней помощи.

Впрочем, не стоит думать, что в России снимают только бесконечные сериалы и дешевые комедии. Есть место и для хорошего, качественного кино, дающего пищу для размышлений. Проблема в том, что такие ленты, как правило, малобюджетны и в широком прокате не выходят — посмотреть толковые фильмы можно разве что на арт-хаусных фестивалях или в сети. Режиссерам, делающим ставку не на размах съемок и миллиардный бюджет, а на достойный сюжет, приходится бороться за каждый проект — и не все выдерживают бесконечные битвы, сдаются и вливаются в общую «струю». Но есть и те, кто остается верен своей линии. Среди них — Елена Цыплакова, посетившая Крым в рамках медийного проекта «Формат А-3».

Пик ее актерской карьеры пришелся на 70—80-е годы прошлого века; легендой советского кино она, может, и не стала, но все же на счету Елены около сорока ролей в фильмах, в основном второго плана. Большинству зрителей Цыплакова запомнилась по ролям Зоси из «Школьного вальса», служанки Кэтти из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров», Кати Бобровой из «Мы из джаза». После перенесенной болезни актриса ушла в режиссуру, и первая же ее работа «Камышовый рай» (1989 г.) удостоилась приза за режиссуру на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. С тех пор Елена Цыплакова еще девять раз «садилась» в режиссерское кресло, и практически за каждый фильм ей приходилось бороться. По ее собственному признанию, та же картина «На тебя уповаю» четыре года пролежала на полке, прежде чем была представлена широкой аудитории — таков удел неформатного кино.

Встреча с Еленой Цыплаковой оставила удивительное впечатление. Зачастую мы априори подозреваем актеров в нечестности, игре, ношении масок — Елена Октябревна же кажется простым, открытым, откровенным человеком, сочетающим в себе совершенно разные качества. Рассуждая о современном кинематографе, она ни разу не позволила себе малейшей нотки критики в адрес коллег по искусству, даже тех, которые снимают низкопробные картины без проблеска идеи и сюжета. Каждый выбирает свой путь, убеждена режиссер, не судите, да не судимы будете. Зато о самом кинопродукте отзывается очень эмоционально и откровенно: «Мура!». «Признаюсь, я очень редко хожу в театры и смотрю фильмы, в основном на фестивалях, будучи членом жюри. Просто потому, что есть такие ленты, после просмотра которых молишься, чтобы поскорее забыть увиденное, — делится Елена Цыплакова. — Сегодня в искусстве на свет вытаскивают самое худшее, что есть в нашей жизни, и щедро выплескивают на зрителя. А ведь кино, театр — это опосредованный жизненный опыт, который мы подсознательно впитываем, переживая вместе с героями те или иные ситуации. Страшно подумать, какой опыт можно получить после знакомства с современными «шедеврами». Подобную «грубую пищу» без ущерба могут употреблять разве что совершенные люди с твердым внутренним стержнем, способные различить добро и зло, плохое и хорошее. Для остальных современное искусство откровенно вредно, и не обязательно пробовать яд на вкус, чтобы убедиться, что он — отрава».

На встрече Елена Цыплакова продемонстрировала видеоверсию спектакля «Мать Иисуса», поставленного ею на сцене Московского областного театра драмы и комедии. Постановка не сходит с подмостков уже три года, в ее основе — пьеса известного драматурга, поэта и прозаика Александра Володина («Пять вечеров», «С любимыми не расставайтесь», «Дочки-матери», «Дульсинея Тобосская»). Библейские сюжеты — не самое распространенное явление в театре, но, по словам Елены, она, получив предложение выступить в роли режиссера спектакля, искала что-то особенное, что дало бы зрителю духовную пищу. Сама постановка — интересный взгляд на евангельские события, быть может, и не следующий христианским канонам буква к букве, но, безусловно, затрагивающий струны в душе.

Действие происходит на третий день после распятия Иисуса, когда появляются первые слухи о воскрешении, и в дом Марии потянулась вереница страждущих, желающих чудес от матери Бога. Сценарист совместно с режиссером показали не святых, а обычных людей: женщину, потерявшую сына и испуганную многочисленными мольбами о помощи и исцелении, учеников и последователей, уже начавших давать собственные трактовки словам учителя и спорить до хрипоты. Кто-то пытается заработать, продавая вещи распятого как диковинки, кто-то отрекается от Христа, чтобы не оказаться в опале, а некоторые впадают в фанатизм…

Великолепная актерская игра, неизбитый сюжет заворожили участников встречи — но не всех. Сама Елена Цыплакова после просмотра призналась — сидя в конце зала, наблюдала за зрителями. «Некоторые даже не подняли глаз на экран, сидели, уткнувшись в телефоны и прочие гаджеты. К сожалению, многие сегодня приходят в театр скорее по традиции, чем по зову сердца. А со сцены им демонстрируют пошлость, разврат, безумие, называя это новой трактовкой или видением режиссера. Много ли пользы от такого искусства?» — вопрос Елены Цыплаковой звучит скорее риторически.

При этом правильное кино может по-настоящему вдохновлять и сеять добрые семена в людях. «В свое время «Школьный вальс» после съемок продемонстрировали на съезде педагогов, и те единогласно заявили, что его нельзя показывать — мол, плохой пример для школьников. И картина год пролежала на полке. Но зато я знаю людей, которые именно после просмотра этого фильма решились сохранить ребенка, к примеру. На моей памяти были случаи, когда под впечатлением от кино пары на грани развода возвращались к семейному очагу, отзывались иски из судов против родственников и друзей и многое другое», — эмоционально рассказывает Елена Цыплакова. Она безжалостно кроит попадающиеся ей сценарии, убирая из сцен нецензурные выражения, грубость и пошлость — совершенно незачем тащить на экраны всю эту грязь, считает режиссер. Сейчас, кстати, Елена Октябревна готовит еще один проект, ищет поддержку, ведь, как уже не раз было сказано, неформатное кино финансировать не спешат, а снимать ширпотреб Цыплакова отказывается. Пообещала, если задуманное исполнится, одну из ключевых сцен будущего фильма снимет именно в Крыму — месте, словно созданном для запечатления в кадре.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Елена Цыплакова

Какую роль играет кино в жизни и становлении общества? Насколько скрупулезно современный телезритель выбирает духовную и информационную пищу в бесконечном потоке фильмов и телевизионных новостей? По…… →

Фото
Видео
Статьи