События
11.12.2018, Белоруссия, Минск, Гродно Сергей Мирошниченко |
«Почему-то считается, что эффективные менеджеры—главное достоинство государства. А ведь именно количество гениев, талантов определяет главное богатство страны, это и есть сила нации. Да, такие личности бывают особенными, непохожими, неудобным, но вы терпите их, цените, они нам очень нужны. И если появляется среди нас лидер, гениальный человек, мы не должны его «тушить» или душить, потому что он нам прокладывает дорогу, мы идем за ним и пользуемся тем благом, которое он приносит стране», — с этих вдохновлённых слов начал свою встречу с минской публикой известный российский режиссер-документалист, сценарист и продюсер Сергей Мирошниченко, приехавший в Белоруссию по приглашению Международного медиаклуба «Формат А-3». Встреча прошла с огромным зрительским успехом: в конференц-зале БГУ собралось около 150 человек, причем, в основном, это были молодые люди, которые, как оказалось в процессе знакомства, любят и ценят хорошее кино. Они интересовались достойными новинками экрана, спрашивали о том, насколько в сегодняшнем «апатичном, мещанском обществе» востребовано высокое искусство и почему так много на телевидении и в кинематографе откровенной халтуры. По мнению гостя, в последнее время на кризис списывают все – упадок нравственности, плохую работу чиновников, неумелое ведение дел бизнесменами, низкокачественные сериалы и телепродукцию. На самом же деле все определяет профессионализм, и то же документальное кино не переживает никакого кризиса. Каждый год на международные фестивали приходит десятки достойнейших картин, одни из которых рассчитаны на массового зрителя, другие — на элитарного. В России и в Белоруссии, на взгляд мастера, есть режиссеры-недоучки, потакающие «пэтэушному» вкусу, а есть те, кто понимает, что кино — все-таки искусство, а не фиксация жизни любой ценой. «В России существуют традиция и школа, и именно в нашей стране снимали такие великие режиссеры, как Вертов, Пелешян, Галантер, Франк, — рассуждал выступающий. — В Белоруссии, знаю, тоже сложилась замечательная школа документального кино и здесь до сих пор работают такие большие авторы, как Анастасия Мирошниченко, Галина Адамович. Некоторые мастера сейчас делают картины, которые могут через некоторое время опять напомнить о нас как о кинодержаве в мировом документальном кино». В процессе беседы со зрителем гость показывал отрывки из своей картины «Кольца мира», в которой, как сказала во время встречи белорусский кинокритик, «художник через своих персонажей рассказал о том, как он понимает смысл жизни человека, его достоинство, совесть и патриотизм». Сам же режиссер признался, что поначалу не очень хотел снимать официальный олимпийский «протокольный фильм». Однако, вспомнив о том, что в подобном формате соглашались работать такие крупнейшие мастера, как Лени Рифеншталь, Клод Лелуш, Сёхэй Имамура, Карлос Саура, Крис Маркер и другие режиссеры-легенды, решился взяться за картину. «Благодаря титаническому труду команды мастеров, некоторые из которых даже рисковали собственным здоровьем, когда часами лежали на снегу и чуть не отморозили себе почки, нам удалось показать эти удивительные Игры в Сочи, раскрыть возможности, силу духа человека». Присутствующие в зале не скрывали восторга, когда на экране крупным планом появлялись белорусские спортсмены и тренеры. «Чтобы снять знаменитого Сидни Кросби, приходилось решать немало проблем и соблюдать суровые требования НХЛ, — признался спикер. — Зато с не менее великой спортсменкой Дарьей Домрачевой никаких трудностей не возникало. Она согласились сниматься как только услышала мою фамилию. Даша призналась, что хорошо знает документальное кино и видела все серии «Рожденных в СССР». Потом мы с ней подружились, я был в восторге от удивительной красоты и ума олимпийской чемпионки. И, конечно же, был покорен обаянием, скромностью вашего фристайлиста Антона Кушнира, который с большим желанием снимался и пришел потом на премьеру картины». «Готов оказать содействие и помощь в этом деле, — заявил гость. – Давайте выберем, скажем, троих авторов из Белоруссии и троих — из России, и снимем картину о том, чем живет сегодня молодежь наших стран. А то, как обычно, поговорим – и разойдёмся!». После мероприятия режиссера мигом обступили инициативные юноши и девушки и сразу же, навскидку, предложили несколько интересных идей на сей счет. Они буквально заставили режиссера оставить им свои координаты для «дальнейшего согласования действий». «Боевые у вас ребята!» — заметил гость. В этот же день в БГУ состоялся круглый стол на тему «Документальное кино в эпоху постправды». В беседе приняли участие киносценаристы Вера Савина, журналист и киносценарист Александр Нилов, драматург, сценарист Георгий Марчук, писатель Жанна Грищенко и др. Красной нитью разговора прошла мысль о том, что художник должен осознавать свою значимость и ответственность перед обществом и временем, использовать свой очень сильный и важный инструмент не только для самовыражения и рефлексии. «Интеллигенция — это ведь не просто грамотные и образованные люди, это личности, которые сами вырабатывают идеалы общества. Кино, прикасающееся к высшим непреложным ценностям, очень важно и для настоящего, и для будущего наших народов», — заключил Сергей Мирошниченко. Вдохновенный, полный глубоких мыслей и ярких деталей монолог Сергея Мирошниченко продолжился 12 декабря в конференц-зале Гродненского государственного университета, до отказа заполненном благодарными зрителями. «Роль личности в истории велика, — подчеркнул известный режиссер. – Думаю, если бы наш Святейший Патриарх Алексий II был жив, многие беды обошли бы нас стороной. Он на коленях бы полз до Киева, чтобы погасить внутрицерковный конфликт». На вопрос о том, какое будущее ждет российскую документалистику, он ответил, что это во многом зависит от государственных органов, от того, насколько они понимают характер данного некоммерческого предприятия. На встрече с гродненцами мастер показал сюжеты из фильмов «Кольца мира» и «Дух в движении». Кстати, последнюю картину сняли ученики его мастерской, и это первый официальный паралимпийский фильм 2015 года, с которого, как утверждают кинокритики, началась новая традиция подобных кинолент. Авторы записали инвалидов разных стран, интервью с ними стали по сути гимном сумасшедшей силе духа спортсменов, их воле и нереальному оптимизму. Каждая история, по утверждению спикера, врезалась в память. Очень трогательным, к примеру, оказался рассказ о китайском спортсмене, который в детстве лишился обеих рук, но все равно стал известным на весь мир человеком, участником Паралимпийских игр в Сочи. «Дух в движении» — это не история болезни, а история о воли к жизни, — заключил спикер. — Успехом картина во многом обязана таланту Софии Гевейлер, моей выдающейся студентке из последнего выпуска мастерской. Мы с ней часто спорим, ругаемся, иногда даже какое-то время не разговариваем. Но я ценю ее как личность, как безгранично талантливого человека. Поэтому, обращаясь к вам, хочу дать совет: ищите всегда компромисс, цените и уважайте друг друга, не бойтесь творческих конфликтов, которые нередко становятся частью вашего общего совместного стремления к взаимопониманию». Бурные аплодисменты стали знаком особой признательности гродненской публики за честный и откровенный разговор, а долгая фотосессия после мероприятия свидетельствовала о том, что молодые люди услышали что-то важное и смыслообразующее для себя, а также оценили поистине гениальные кадры, снятые большим мастером документального кино. |
|
|
Ваш комментарий