События

20.03.2019, Латвия, Рига

Вадим Левенталь

Фото

„С русской литературой все очень здорово и признаков того, что она умирает, я лично не вижу”, - cказал на рижской встрече с читателями ответственный секретарь общероссийской литературной премии "Национальный бестселлер" писатель Вадим Левенталь.

Встреча состоялась 20 марта в рижском клубе «Культурная линия» и привлекла внимание журналистов, преподавателей русского языка и литературы, представителей книжных магазинов и библиотек, а также старшеклассников, которые собираются в этом году поступать в российские вузы по квотам в рамках программы помощи соотечественникам за рубежом.

Первым делом Вадим Левенталь совершил увлекательный экскурс в современную русскую литературу, взяв за точку отсчета 1991-й год.

“Надо понимать, что в 1991-м году не было такого, что советская литература вдруг исчезла, и cразу началась какая-то другая новая русская литература. В 90-е и даже в нулевые годы продолжали писать такие крупные советские писатели как Маканин, Распутин, Астафьев... Но эти произведения нельзя отнести к разряду новой литературы, потому что они не рассказывали о том, что происходило в настоящее время со страной и с обществом. А первым и чуть ли не единственным писателем, который взял на себя непосильную ношу рассказа о современной действительности, стал всем известный Виктор Пелевин. Да, он писал странные романы, метафорические и фантастические, но оказалось, что именно таким странным языком можно было в то время говорить о том, что с нами происходило…”

Но тем не менее, по словам Левенталя, Пелевин не смог создать своей литературной школы - не появилось ни одного писателя, который мог бы писать «под Пелевина». И родоначальником школы современных писателей стал в результате Эдуард Лимонов, благодаря которому появились так называемые новые русские реалисты – Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Андрей Рубанов, Герман Садулаев, Роман Сенчин...

“Второе самое интересное явление в современной литературе начала нулевых годов – литературное объединение “Петербургские фундаменталисты”. Это Павел Крусанов, Александр Секацкий, Сергей Носов, Татьяна Москвина и многие другие. Они публиковали свои манифесты, устраивали акции...”.

Многие из перечисленных имен рижане слышали впервые, и, вдохновившись интригующими пересказами сюжетов произведений этих авторов, спешно делали памятки в блокнотиках под кодовым названием «Список Левенталя – обязательно к прочтению».

Рассказывая о литературе 10-х годов, гость подчеркнул, что она стала очень много всматриваться в историю. И подробно остановился на книге Леонида Юзефовича «Зимняя дорога», рассказывающей о малоизвестном эпизоде Гражданской войны и оказавшейся при этом крайне актуальной сегодня.

“Этот роман имеет абсолютно современное звучание. Потому что он вызвал полное ощущение, что те споры, которые мы ведем сегодня в фейсбуке или на страницах газет, находятся в плоскости тех же разговоров и споров, которые ту гражданскую войну и запустили”.

Характеризуя текущий литературный процесс, гость сказал: „Мне кажется, что современная русская литература невероятно интересная и очень разнообразная. И каждый может найти на свой вкус сотни книг. У нас есть место литературе экспериментальной, е патриеской, есть место литературе либеральной. И если судить по тем переводам, что идут к нам с немецкого или французского языков, мы точно не находимся на обочине мирового процесса, а скорее наоборот. Общая картина литературного процесса в России не менее интересна, чем в англоязычной литературе, хотя англоязычный рынок в десятки раз больше.”

На вопрос, есть ли цензура в современной русской литературе, Вадим Левенталь ответил:. “Нет никакой цензуры! И яркий пример тому - книга «Автобиография Иисуса Христа», которая вышла в прошлом году. По названию все понятно. Я думал, что будет жуткий скандал, потому что эта книга явно нарушает статью об оскорблении чувств верующих. Но никто не обратил внимания на эту книжку. У нас все, что угодно, можно сегодня написать. Полная свободы слова. У нас есть проблемы, связанные не столько с самой литературой, сколько с книжным рынком и бизнесом, но это совершенно отдельная тема, имеющая к творчеству лишь косвенное отношение».

Вадим Левенталь рассказал рижанам о закулисье литературной премии «Национальный бестселлер», ответственным секретарем которой он является и, соответственно, каждый год прочитывает в ее рамках от сорока до шестидесяти книг.

«От всех литературных премий мира «Национальный бестселлер» отличается абсолютной прозрачностью - открытыми процессами на всех этапах премии. И когда я рассказываю об этом факте в тех же Штатах, люди таращат глаза и не могут поверить, что так может быть.

Сначала оргкомитет формирует список номинантов – людей, которые выдвигают на премию по одной книге. Затем составляется длинный список номинированных книг. Он передается большому жюри, в которое входит около двадцати человек, более-менее связанных с литературой – писатели, журналисты, педагоги. Все рецензии публикуются на сайте премии. Жюри открыто голосует, таблица голосов публикуется. В итоге шесть книг передаются на суд малому жюри – людям, не имеющим прямого отношения к литературе, но вкусу которых, мы безусловно доверяем – это актеры, музыканты, режиссеры. В прошлом году это жюри возглавлял режиссер Борис Хлебников. Встречается малое жюри на торжественной финальной церемонии, которая ведется в прямом эфире. Каждый выходит к микрофону и говорит, за кого он голосует и почему. В этом году финал будет 25 мая в 19.00 по московскому времени. Приглашаю всех смотреть прямую трансляцию на нашем канале на Youtube. Такой открытости нет ни в одной премии».

По ходу беседы коснулись и непосредственной писательской деятельности самого Левенталя – писателя попросили рассказать о работе над повестью «Доля ангела». Повеcть посвящена ленинградской блокаде и, по оценке многих критиков, признана одним из самых пронзительных произведений современных авторов на эту тему.

”Почему я взялся за эту тему? У меня все три бабушки - блокадницы.
Бабушка по материнской линии со своей родной сестрой эвакуировались по Дороге жизни, а бабушка по отцовской линии провела все 900 дней в городе. Мне казалось, что написать о блокаде - это своего рода мой долг. Я долго готовился, много всего прочитал, по сути прочитал все, что есть по этой теме. Разумеется, использовал также семейные истории. Это именно та тема, к которой можно и нужно подходить только с максимально серьезным отношением. По примеру средневековых иконописцев, которые прежде чем притронуться к краскам, сначала постились, потом отшельничали. Я метафорически поступил примерно также. И несмотря на то, что повесть получилась коротенькая, писал я ее очень долго, а готовился к ней еще дольше. И у меня вызывают жуткое отторжение книжки, которые на теме блокады делают какие-то игровые истории. Игры в рамках этой темы устраивать омерзительно и аморально.

- А как вы относитесь к съемкам черной комедии о блокаде под названием «Праздник»?

- Я его смотреть не буду. По тем отрывкам, что я видел, понятно, что это абсолютно бездарная подделка. Конечно, любой человек может снять фильм, какой он хочет, и я против любого вида цензуры, но мы должны знать цену подобным подделкам, и гражданское общество должно с оглушительным свистом высказывать таким режиссерам свое неодобрение.

В зале присутствовало много педагогов, которых интересовал проект Левенталя «Литературная матрица», в рамках которого был создан альтернативный учебник литературы.

«В этом учебнике о классиках из школьной программы рассказывают современные состоявшиеся писатели, а не ученые и литературоведы, которые пишут слишком сухо. Мы выпустили четыре книги – «19 век», «20 век», «Советская Атлантида» и «Внеклассное чтение». 92 статьи, 64 автора и более 2000 страниц.

Авторов удалось собрать самых разных - от Битова и Петрушевской до Сергея Шаргунова, от либералов до патриотов. Совершенно точно знаю, что многим преподавателям эта книга помогла именно как книга для учителя, как источник идей для разговора с детьми. Потому что одна из задач, которую мы ставили перед авторами – протянуть связующую ниточку между классиками и современниками».

Вадим Левенталь также отметил, что за последние десять лет в России появилось огромное количество детских издательств, таких как «Самокат», Издательский дом Мещерякова, «Розовый жираф» - «они издают прекрасные детские книжки, и это очень здорово!».

В конце встречи гость вручил авторам самых интересных вопросов свои книги, давал автографы и слушал благодарные слова от тех рижан, которые хотели лично сказать Вадиму Левенталю спасибо за увлекательнейшее путешествие в мир современной русской литературы.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*