События

Комната страха Вадима Левенталя

Елена Еловик, газета «7 Дней» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Вадим Левенталь ‒ редактор издательства «Флюид Free Fly», ответственный секретарь общероссийской литературной премии «Национальный бестселлер». Под названием «Книжная полка Вадима Левенталя» в издательстве выходят книги ярких талантливых авторов.

Он проснулся известным после выхода романа «Маша Регина», который впоследствии перевели на несколько иностранных языков. В книге рассказывалось о простой девочки из Коломны, ставшей благодаря своему таланту всемирно известным режиссером. Это так называемый «бродячий сюжет», сказка о Золушке, превратившейся однажды из замарашки в принцессу.

… Эпидемия коронавируса диктует свои правила, а потому побеседовать с известным питерцем пришлось не с глазу на глаз, как планировалось, а по Скайпу, в режиме он-лайн.

‒ Очень жаль, что не смог приехать в Минск. Никогда не бывал здесь и надеялся, что в марте полечу, посмотрю на этот замечательный город, о котором слышал сотни хороших слов. К сожалению, в теперешних условиях приходится прибегать к таким эрзац-методам.

‒ Ваша литературная премия «Национальный бестселлер» отличается от других полной открытостью, причем на всех этапах голосования. Вы даже публикует таблицу голосов и каждый видит предпочтения жюри. В связи с эпидемией коронавируса «Нацбест» отменяется или переносится?

‒ Несколько лет подряд вручение проходило в последнюю субботу мая. В этом году церемония должна была состояться 30 числа, но случилась такая беда, и мы тоже вынуждены переносить мероприятие. Точно также пока не известны и даты проведения Петербургского книжного салона, и Петербургского международного экономического форума. Шорт-лист «Нацбеста» будет известен 16 апреля и вывешен на сайте. А финал и победителей будем считать уже по осени.

‒ Следует признать, что начало года невеселым получилось. Недавно, один за другим, ушли крупнейшие фигуры в литературе – Юрий Бондарев и Эдуард Лимонов...

‒ Это, несомненно, одни из великих русских писателей XX века, на книгах которых выросло не одно поколение читателей. Я был немного знаком с Эдуардом Вениаминовичем, создавшим настоящую школу подражателей. Среди них замечательные современные писатели Андрей Рубанов, Михаил Елизаров, Роман Сенчин. Признаюсь, что довольно поздно познакомился с лимоновской прозой, но сейчас понимаю, что так и должно было произойти. Ведь прочти я в подростковом возрасте, я поддался бы ее очарованию и не нащупал бы свой собственный голос. Сила слога Лимонова мощнейшая! А в литературном плане, как бы он сам не отнекивался, эта такая западная, американская традиция, восходящая к Генри Миллеру.

‒ В 2015 году вышел сборник малой прозы Левенталя с символическим для сегодняшнего дня названием «Комната страха». Готика, миражи, городской нуар – там есть все для любителей таинственных историй…

‒ Не хотел бы превращаться в торговца на рынке, который нахваливает свой товар, называя причины, по которым вы должны купить укроп или картошку именно на этом, а не на соседнем прилавке, скажу лишь, что все эти рассказы и повесть навевают не ужасы, а совсем другую атмосферу. Я не хотел заслужить славу «русского Стивена Кинга», есть люди, которые это делают с большим успехом… Скажем, замечательная московская писательница Анна Старобинец в начале своего творческого пути выпустила несколько интересных книжек, таких, как «Убежище 3/9» и «Резкое похолодание». Вот там действительно такой хаотический ужас: когда читаешь, мурашки пробегают по спине, становится неуютно, хочется включить свет, убавить резкость звука и т.д. В комнату страха обычно люди специально ходят, чтобы побояться… Как бы не всерьез, а понарошку… Поэтому эта книжка скорее не про страх, а про любовь…

‒ «Комната страха» заканчивается повестью «Доля ангелов» о блокадном Ленинграде. Вы когда-то рассказывали, что взялись за эту тему неслучайно – оказывается, ваши бабушки пережили блокаду…

‒ Бабушка по отцовской линии все 900 дней находилась в городе. А бабушка по линии мамывместес родной сестрой эвакуировались по Дороге жизни. Поэтому полагал, что в какой-то мере мой писательский долг написать об этом страшном испытании. Перечитал много литературы, в том числе и исторической, по этой теме…

Пожалуй, практически все, что есть. Конечно же, без внимания не остались и наши семейные истории. Подошел к данной теме трепетно и осторожно. Несмотря на то, что в итоге повесть вышла короткой, писал я ее долго…

‒ В одном интервью вы признались, что хорошая книга заставляет приличную публику негодовать. Но некоторые читатели как раз-таки наоборот ‒ вместе с книгой ищут уединения, откровений и тишины…

‒ Многие книжные тексты, которые сегодня считают классикой и образцом высокой литературы, в момент выхода вызывали чудовищное отторжение у читательской публики. Когда-то Льва Толстого от церкви отлучили… Формальным поводом был роман «Воскресение». Кто сказал, что книга должна утешать, дарить отдых или успокоение? Ничего подобного! Настоящая книга всегда раздражает, требует от тебя что-то пересмотреть, сделать, будоражит, гладит против шерсти… Перечитайте «Крейцерову сонату» – вы с ума сойдете! Среди образцов современной русской литературыпорой называют Улицкую. Такие авторы меня больше всего раздражают, потому что эта проза ничего не ищущая, ничего не спрашивающая, пересказывающая одни и те же глупости, глубокую ложь о Советском Союзе. Неужели это и есть современная русская литература?!

‒ В каком возрасте вы почувствовали, что писательство – ваше призвание?

‒ Сколько себя помню – всегда что-то сочинял. Более подробно об этом написано в эссе для книжки, вышедшей в издательстве «Азбука» ‒ «Как мы пишем». Здесь собраны около 40 очерков авторов, которых я ценю и люблю. И идея сборника в том, чтобы каждый рассказал о своей творческой кухне и попытался найти ответ на вопросы, зачем он взялся за перо, нужна ли современная российская проза и каких героев следует рисовать – реальных или вымышленных. Советовал бы почитать эту книгу всем тем, кто решил заниматься работой со словом.

‒ Кто лично вам особенно близок из современных российских и белорусских мастеров слова?

— Сегодня слишком много информации, и не всегда удается следить за тем, что происходит вокруг, в частности, в Беларуси. Но я знаю замечательного писателя Владимира Козлова, он родом из Могилева. Это автор суровой мужской прозы, повествующей об эпохе лихих 90-х и «пацанских делах». В Петербурге живут и работают такие замечательные писатели, как Павел Крусанов, Александр Секацкий, Сергей Носов. Все это люди, как мне кажется, невероятно талантливые и развивают то лучшее, что есть в истории русской литературы. В Москве недавно прервал молчание романом «Земля» Михаил Елизаров. Пока заявлена только первая часть, будем надеяться, что ему удастся написать и вторую…

‒ Вадим Андреевич, спасибо за беседу! Надеюсь, что нам удастся вскоре пообщаться в «реале».

‒ Верю в это. Тем более, что мне передали приглашение, правда, пока устное, от министра информации Беларуси Александра Карлюкевича приехать к вам на День белорусской письменности. Надеюсь, что к этому времени вирус победим, и я смогу ближе познакомится с белорусскими коллегами.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Вадим Левенталь

Эпидемия коронавируса диктует свои правила, а потому встреча с известным питерским писателем и публицистом Вадимом Левенталем, организованная при поддержке Международного медиаклуба «Формат…… →

Фото
Видео
Статьи