События
19.04.2022, Абхазия, Сухум Тимур Шафир![]() |
19 апреля в столице Абхазии Сухуме состоялась встреча секретаря Союза журналистов РФ, вице-президента Международной Федерации журналистов Тимура Шафира со студентами Абхазского Госуниверситета. Тема лекции: «Фейк-ньюс как оружие информационной войны: для чего их используют и как им противостоять». Встреча организована в рамках совместного проекта Союза журналистов Абхазии и международного медиа-клуба «Формат А3». Медиаэксперт рассказал о том, на что нацелены фейки, как их распознавать, и как им противодействовать. Тимур Шафир считает, что дезинформация в СМИ не является новым явлением и существовала еще с давних времен. По его словам, фейковая информация уже вышла из разряда "милой газетной утки" и из сплетен о звездах шоу-бизнеса превратились в четко отлаженную систему, над которой работают целые исследовательские институты. По его мнению, с развитием мобильных технологий фейки стали «Развитие технологий мгновенной передачи текстовых данных, видео- и аудиозаписей, а также появление социальных сетей привело к тому, что обычный пользователь перестал проверять достоверность информации. Грех было этим не воспользоваться», - отметил Шафир. Фальшивые новости сегодня можно встретить где угодно – на заборе, в газете, в Telegram, в мессенджере и так далее. Фейкньюс перерастает в фактоид. А фактоид – это фактически то, что рождается из фейковой новости. Есть также разновидность фейков, преследующих коммерческий интерес. В качестве примера Шафир напомнил, как в казанские соцсети несколько лет назад запустили новость о том, что Тимати со своим «Блекстар» открывает бургерную, и вся казанская молодежь сбежалась на эту площадь, в результате там открылась совершенно другая бургерная с очень похожим названием. Была чуть ли не массовая давка, долгие разбирательства в судах. «Этот фейк имел под собой коммерческие цели. Ребята в первый день хорошо заработали на нем. На второй день их уже, кстати, в Казани не было. Но они заработали», - отметил он. Система создания фейков, используемых в информационной войне, напоминает колоду карт, которые в определенных комбинациях с определенным интервалом «выкидывают на стол». «Систематизированные группы фейков бьют по одним и тем же целям. Карт максимум 24, но каждый раз их выдают в разных комбинациях. Это новое явление, с которым мы еще не сталкивались. Цели этих кампаний вы можете сами легко определить. Это самые примитивные подделки, связанные с военно-промышленным комплексом и вооруженными силами»,- обратил внимание Тимур Шафир. «Нам сообщили в фейковой новости о том, что во время военной спецоперации киевский призрак за один день сбил 100 русских самолетов. Это фейк. А фактоид, который родился из этого фейка – это то, что российская авиация будто бы практически уничтожена, она не в состоянии справляться со своими задачами, как и министр обороны, и т.д. и т.п. То есть, из фейка начинает расти снежный ком», - рассказал Шафир. Еще одна систематизированная группа фейков – это персонализированная информация, преследующая долгосрочный интерес, продолжил Шафир. «Недавно появилась информация о том, что дочь министра иностранных дел Лаврова лишили жилплощади в Лондоне. Для рядового гражданина это весьма интересная новость. Простой человек никогда не станет проверять, что дочери с таким именем у Сергея Лаврова нет. Но если вдруг кто-то этим заинтересовался, он узнает, что такая женщина в природе существует, но она не дочь министра иностранных дел России Сергея Лаврова, а жена депутата Госдумы Александра Хинштейна. Почему я говорю о долгоиграющем интересе? Потому что Александр Хинштейн является руководителем комитета Госдумы по информационной политике. Это тот самый комитет, который на законодательном уровне борется с фейками, вводит закон об иностранных агентах и занимается информационным противодействием. Дело в том, что жена Хинштейна не имеет недвижимости в Лондоне, использовали ее полную тезку для этого фейка.», - отметил он. В качестве примера обкатки способов обмана людей Шафир также привел ситуацию с бывшим президентом США Дональдом Трампом, которого пытались представить не совсем психически нормальным. А его личный канал в Твиттере, где он опровергал всякого рода фейки, распространяемые о нем, забанили. Все это не в последнюю очередь повлияло на итоги выборов следующего президента США. «Есть фейк под названием «сирийские дети». Его генерировали на уровне правительства США и руководства НАТО. Это ведь не просто «сумасшедшая бабушка прокричала», в это вкладываются большие деньги. Найти мальчика, снять сюжет, дать ему финики и печенюшки… Хотя мы все прекрасно понимаем, что настоящие «печенюшки» получил не мальчик. Вот в чём проблема - поэтому фейков и стало так много. Так масштабно и так цинично в прессе они не использовались никогда», - подчеркнул эксперт. Он напомнил также, что в России в период пандемии COVID-19 появлялись массовые рассылки в популярных мессенджерах о том, что над Москвой с вертолетов распыляются ядовитые вещества. Позже возникло огромное количество каналов в Телеграмме, в которых объявлялось о введении на территории России режима чрезвычайной ситуации. Были сообщения о расстреле беззащитных китайских туристов в Благовещенске. Не обошлось и без откровенного бреда: в Москве якобы появились на улицах львы, чтобы люди, находящиеся на карантине, не выходили из своих домов... Журналист считает, что у технологий массового обмана есть несколько категорий: Основные инструменты фейк-ньюс направлены на появление у людей сильного эмоционального отклика. Именно для этого часто показывают кровь, убитых детей и разрушения, особенно сейчас, в период проведения Россией спецоперации на Украине. По мнению Шафира, так масштабно и так цинично в медиа не врали никогда. Нередко доходит и до абсурда, например, новость о закрытии McDonald’s и открытии вместо него сети ресторанов быстрого питания «Дядя Ваня». Профессиональный журналист должен сомневаться во всем и обращать внимание на любые моменты, вызывающие подозрение: «Нелогичность информации, ее кричащая подача, отсутствие источника». . Главная задача журналиста, как сказал российский медиаэксперт, -сомневаться во всем и везде. Сомневаться не в смысле «я этому не верю, это ерунда». Это называется упрямством. Сомневаться – это значит быть готовым к верификации. Шафир привел пример Клааса Релотиуса, титулованного немецкого журналиста работавшего в «Шпигеле», который стал обладателем всех мыслимых и немыслимых наград в мировой журналистике. «Он писал очень острые репортажи о наркомафии в Колумбии, о преступности в Латинской Америке, о повстанцах… У него потрясающая биография, он и с повстанцами где-то воевал, и ранен был, встречался с наркобаронами, его держали в заложниках. Пока совершенно случайно не выяснилась, что весь этот бэкграунд, вся основа Клааса Релотиуса родилась в его голове. Абсолютно всего его репортажи были плодом его фантазии… Нет, он бывал в командировках в зарубежных странах, прекрасно проводил время в отелях. Но ни одной встречи с наркобаронами, никакого плена, в его биографии не было. Конечно, он был лишен всех этих наград, его имя вычеркнули из всех списков. Он ушел из журналистики, и его имя осталось нарицательным примером. Помните о том, что таких Клаасов Релотиусов огромное количество, и в зарубежных СМИ в первую очередь», - предупредил российский медиаэксперт. «Большинство фейков, которые сейчас вбрасываются в информационное пространство, не имеет ничего общего с газетными утками про очередное замужество Аллы Пугачевой или про покупку бриллианта каким-то спортсменом. Нынешние фейки, которые выбрасываются в пространство в массовых специализированных комбинациях, имеют под собой совершенно другую задачу. Все они нацелены на создание дальнейшей паники и базы для общественных протестных настроений», - подчеркнул журналист. Тимур Шафир полагает, что треть вины за фейки лежит на журналистах. «Сегодня происходит столкновение цивилизаций, поэтому нередко от результатов проверки фактов зависят человеческие жизни. Кроме того, скорость передачи информации связывает нас всех воедино. Это означает, что запустить «утку» могут не только крупные СМИ, но и любое региональное агентство. В этих условиях ответственность журналистов за распространение непроверенной информации должна быть максимальной», - подчеркнул он. В качестве помощи медиаэксперт порекомендовал пользоваться различными инструментами проверки фактов - официальными сайтами или различными средствами обнаружения исходника различных фото и видео, имеющихся в интернете. Медиаэксперт советует отключать эмоции, выявлять первоначальный источник сообщения, критично относиться к любому спикеру. «Мы недооцениваем, насколько технологии перевернули наш мир. Стало возможно сопроводить выдуманный текст фотографиями и видео, причем сделать это можно очень быстро. Практически каждый сам для себя СМИ, По его мнению, тотальная вера людей в СМИ, которая была в начале 90-х годов, превратилась сегодня в «токсикоз от информации». Психологически очень трудно постоянно проверять каждое сообщение, поэтому возникла необходимость в системной проверке фактов даже в ущерб скорости появления информации. Этим объясняется рост доверия граждан к официальным новостям на телевидении, - считает Шафир. |
|
|
Комментарии
Ваш комментарий