Анонсы

Олег ФОМИН

08.12.2021, Для всех

8 декабря, в среду, в 11.00 по рижскому времени и в 12.00 по московскому, в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» в эфире радио Baltkom состоится онлайн-встреча с популярным российским актером и режиссером театра и кино Олегом Фоминым. Его имя у многомиллионной аудитории зрителей прежде всего ассоциируется с целым рядом качественных отечественных фильмов и сериалов («День выборов», «NEXT», «КГБ в смокинге», «Смерш» и др.), тогда как для латвийской публики из категории «50+» он в первую очередь остается суперзвездой легендарного Рижского ТЮЗа, возглавляемого Адольфом Шапиро и ликвидированного в далеком 1992-м как пережиток советского времени. В Латвии многие люди до сих пор считают Фомина рижанином, хотя на самом деле он родился в Тамбове и приехал в Ригу по окончании Щепкинского театрального училища, когда ему был 21 год.

В наступающем 2022-м Олегу Фомину исполнится шестьдесят. Немногим меньше на сегодняшний день картин в его актерско-режиссерской фильмографии – около пятидесяти. В свой юбилейный год Фомин пополнит этот список еще двумя многообещающими премьерами – фильмом «Хозяин» режиссера Юрия Быкова, в котором он играет главную роль и фильмом «Баренцево море», который снимает сам. Картины абсолютно и во всем разные, но имеющие в своей основе общую идею осмысления характера русского человека в контексте истории.

Фильм Быкова - это попытка ответить на вопрос, который зреет сотнями лет в русской реальности: почему общество жестко разделено на низы и верхи и возможен ли диалог и компромисс между этими сословиями. Картина «Баренцево море» - остросюжетный военный детектив, основанный на реальных событиях 1944 года, произошедших в одном из портов Арктики, через который Советский Союз получал жизненно необходимую помощь от союзников в рамках ленд-лиза. Фильм является продолжением сериала «Черное море» с Павлом Трубинером и Екатериной Вилковой в главных ролях, где на сей раз герои Елена Солей и Сергей Сабуров попытаются сорвать вражескую операцию и спасти порт от грозящей катастрофы.

К теме Великой Отечественной войны режиссер Фомин относится с особым трепетом и пиететом. Возможность прикосновения к ней на экране воспринимает с колоссальной личной ответственностью по отношению к памяти героев-фронтовиков. Что наглядно показывает его военная киноэпопея «СМЕРШ» – картина о противостоянии секретной разведслужбы СССР и Третьего Рейха, первая часть которой вышла на экраны в 2019-м, а последняя «СМЕРШ. Новое» - осенью этого года.

Перед стартом съемок «Баренцева моря» Фомин поделился в одном из интервью, что его особое отношение к самой тяжелой странице в истории России связано в частности с тем, что его бабушка прошла через пытки гестапо и два концлагеря — Дахау и Освенцим.

«Ни одного молодого человека нельзя заставить уважать свою родину, если он этого не хочет. Меня никто и никогда не тянул за уши это делать. Но еще будучи школьником, я просто изводил свою бабушку расспросами о войне. Помню, как все время говорил, что я должен это знать. Мне интересно было понять, что же тогда ей двигало, как наши люди выдержали все эти ужасы. Я думаю, что для каждого русского человека эта тема является сакральной…»

Тема встречи: «Про героев былых и новых времен. Особенности национального кино»

Смотреть видеотрансляцию из студии радио Baltkom в режиме онлайн можно будет по ссылке. Запись будет выложена также на Youtube-канале и на сайте медиаклуба «Формат А-3».

Актерская известность пришла к Олегу Фомину в 1988 году после громкой премьеры картины «Меня зовут Арлекино», в которой он снялся в главной роли, еще будучи артистом Рижского ТЮЗа. В 1991-м Фомин дебютировал как кинорежиссер, создав молодежную мелодраму «Милый Эп» - на большой экран она так и не попала, а распространялась только на видеокассетах. Еще одной пробой пера стал мистический триллер «Мытарь», который начинающий режиссер снял по сценарию Ивана Охлобыстина и сам же сыграл в нем ключевого персонажа.

Главный режиссерский успех пришел к Фомину уже в XXI веке. Криминальная трагикомедия «Next» с Александром Абдуловым в главной роли мгновенно получила признание у публики, и режиссер снял сразу два ее продолжения. Далее последовали политическая драма «КГБ в смокинге», комедия «День выборов», фэнтези «Молодой Волкодав», детектив «Ледников», историко-приключенческая лента «Господа офицеры: спасти императора», фильм «O’кей!» с Абдуловым и Андрейченко, которым руководил сам Георгий Данелия.

Интересно, что Олег Фомин почти всегда играет роли в фильмах, которые сам же и снимает. И параллельно продолжает активно сниматься у других режиссеров («Развод и девичья фамилия», «Весьегонская волчица», «Истребители», «Экипаж», «Капитанша»). А еще Фомин хоть редко, но очень метко ставит антрепризные спектакли в московских театрах. С поставленной в 2017-м году комедией «Доктор знает все» с Алексеем Макаровым, Владимиром Фекленко и самим собой в главных ролях Фомин с огромным успехом объездил с гастролями всю Россию и накануне пандемии побывал в родной Риге.

Своими главными учителями в профессии считает Юрия Соломина, у которого учился на курсе в Щепкинском театральном училище, Адольфа Шапиро, у которого делал первые шаги в профессии на сцене Рижского ТЮЗа и Анатолия Васильева, который в том же ТЮЗе доверил молодому актеру главную роль в своем легендарном спектакле «Вариации Феи Дражже».

«Мне посчастливилось работать с Олегом Борисовым, Леонидом Филатовым, Арменом Джигарханяном, Сергеем Юрским, Всеволодом Шиловскиим. Со многими другими мастерами. Ну и, конечно, с Александром Абдуловым. На площадке они говорили со мной на одном языке. Чем выше артист, тем легче с ним работать. Я заметил, что большинство проблем в работе происходит либо с закомплексованными, либо чересчур высоко о себе думающими артистами. Для меня актер – это национальность, а не профессия».

Сегодня Олег Фомин занят завершением работы над фильмом «Баренцево море» и пишет сценарий по роману Натали Вико «Тело черное, белое, красное». Эдакую историю о русской «графине Монте Кристо». Мелодраму и исторический детектив в одном флаконе. Снимать фильм по этому сценарию задумал совместно с французами. Но не без юмора отмечает, что пока это чистой воды авантюра…

Почему Олег Фомин не снимает больше комедий из разряда «День выборов» и следом за сериалом «Смерш» вновь обратился к теме Великой Отечественной войны? Способен ли современный кинематограф выполнять функции духовно-нравственного воспитания молодежи? Следит ли актер и режиссер Олег Фомин за политической ситуацией в Латвии? Обо всем этом мы обязательно поговорим в рамках эфира на латвийском радио.

Вопросы можно заранее прислать по электронной почте кulturaslinija@gmail.com

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*