События

27.08.2020, Для всех

Елена Цыплакова

В День российского кино, 27 августа, в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» в прямом эфире радио Baltkom состоялась онлайн-встреча с кинозвездой 70-80-х годов и очень активным современным кинорежиссером, членом-корреспондентом Национальной Академии кинематографических искусств и наук России и главным режиссером Московского областного театра драмы и комедии – народной артисткой России Еленой Цыплаковой.

Многие фильмы с участием Елены Цыплаковой вошли в золотой фонд советского кино и стали знаковыми для нескольких поколений зрителей («Ключ без права передачи», «Д Артаньян и три мушкетера», «Гардемарины вперед», «Мы из джаза», «Приключения принца Флоризеля», «Адам женится на Еве», «Школьный вальс»). В творческом багаже актрисы свыше 50 киноролей и 13 картин, которые она сняла как режиссер. Невероятно обаятельная, лучезарная, волевая – она завоевала сердца миллионов поклонников на всем постсоветском пространстве.

А поскольку кино в России – это не просто индустрия, а в какой-то степени мерило идентичности на национальном уровне, дискуссия с Еленой Цыплаковой под названием «Российское кино как культурный код» вызвала неподдельный интерес у соотечественников гостьи из Латвии и Литвы - как зрителей, так и коллег-артистов, и журналистов. Как следствие, радио-теле-мост получился по-настоящему праздничным, откровенным, наполненным признаниями в любви и приятными сюрпризами.

Градус радости встречи с любимой актрисой также увеличивался от того, что в процессе беседы то и дело выяснялось, как много у Елены Цыплаковой точек пересечения со странами Балтии и конкретно с Латвией. За скобками эфира осталась, пожалуй, только одна легкомысленная история, связанная с регистрацией в Риге первого брака тогда еще совсем юной актрисы Елены Цыплаковой, которая случилась во время гастролей Малого театра в Латвии.

А первым делом в рамках эфира вспомнили легендарный фильм «Мы из джаза», признанный по опросу журнала «Советский экран» лучшим музыкальным фильмом 1983 года. Фильм купили в 56 странах – это был ошеломительный успех. Латвия внесла свой вклад в его популярность - известная латвийская джазовая певица Ольга Пирагс исполнила в этой картине вокальные партии героини, которую играла Елена Цыплакова.

Несмотря на то, что Елена и Ольга поддерживают связь в социальных сетях и периодически встречаются на российских ток-шоу, звонок в прямой эфир от латвийской певицы стал приятным сюрпризом для гостьи.

Елена Цыплакова также справедливо отметила, что в ее творческой жизни было еще одно очень значимое пересечение с артистом из Прибалтики – в фильме «Приключения принца Флоризеля» отца ее героини сыграл блистательный литовский актер Донатас Банионис.

Литовские журналисты, в свою очередь, попросили актрису дать оценку работе в московских театрах их знаменитых соотечественников - Римаса Туминаса в театре им. Вахтангова, Миндаугаса Карбаускиса в театре им. Маяковского и Оскараса Куршуноваса в МХТ им. Чехова.

«Они пользуются интересом, популярностью. О них хорошо пишут критики. Но я в силу своей занятости просто не успеваю следить за их творчеством», - призналась гостья. Но надо отметить, что как член жюри международного кинофорума «Русское зарубежье» Елена Цыплакова, безусловно, хорошо знакома с тем, что происходит в мире кино постсоветского пространства. В рамках этого кинофестиваля видных деятелей культуры разных стран награждают медалью Михаила Чехова, что тоже символично, поскольку этот великий артист сыграл большинство своих значимых ролей именно в Риге и сегодня его имя носит Рижский русский театр, актеры которого тоже приняли участие в дискуссии о российском кино.

«Русское зарубежье» - очень хороший фестиваль, который дает возможность знакомиться с фильмами русскоязычных режиссеров из самых разных уголков земли. Сергей Зайцев, который занимается этим фестивалем, настоящий подвижник, чудесный человек и замечательный кинорежиссер. Он собирает действительно интересные программы».

К слову, в Латвии Елена Цыплакова в последний раз была не так давно - год назад возглавляла жюри Международного кинофестиваля короткометражных фильмов Балтии Open Place. Символично, что приза зрительских симпатий тогда удостоился латвийско-китайский фильм «Разбитые цветы», а приза прессы - российский фильм. Отвечая на вопрос, отражается ли cегодняшняя напряженность в отношениях между странами на отношениях кинематографистов, актриса без раздумий ответила «нет».

«По крайней мере, лично я ни разу и нигде не сталкивалась ни с каким напряжением, мы с огромным удовольствием общались, обсуждали кино. Я не политизированный человек, и кино, которое представляли на этом фестивале, на мой взгляд, тоже. У нас с коллегами не возникало никаких проблем, все было приятно, радостно. Понимаете, я начала работать в кино в 1973 году и объездила все бывшие республики Советского Союза, поэтому для меня все страны постсоветского пространства родные, я их все воспринимаю как родину. В Евангелие, кстати, тоже сказано - «Бойтесь разделяющих». Потому что на небе нет разделения».

Размышляя над вопросом о том, какие фильмы повлияли на формирование личного культурного кода Елены Цыплаковой, актриса-режиссер отметила, что дело не в каких-то конкретных фильмах, а в том, что она в целом любит российское кино.

«Российскому кино свойственен особый материал. Поэтому нас нельзя сравнивать с Голливудом, и нам нельзя ни в коем случае уподобляться западу. В зарубежном кино, конечно, работают профессионалы, они замечательно все снимают, но у них совершенно другие деньги. Наше кино, на мой взгляд, все-таки берет какой-то своей уникальной человечностью. И это лично мне прежде всего интересно. Потому что мне интересна внутренняя жизнь персонажа. Мне интересно, что происходит с человеком. Мне очень нравятся на этот счёт мысли Елены Антоновой, президента Пушкинского музея, которая однажды написала, что, глядя на какое-то произведение искусства, будь то картина или фильм, я хочу наполняться высшим смыслом. Кое-что может сказать любой. Так вот есть кино, которое говорит «кое-что», а есть кино, которое наполняет человека высшим смыслом и помогает ему стать более совершенным. В Евангелие есть замечательные слова на этот счет: «Совершенный человек тот, у кого чувства навыком приучены к различению добра и зла». Это очень важно. И я люблю кино, которое наполняет жизнь смыслом».

Директор международного кинофестиваля «Балтийская жемчужина» Марина Липченко, которая в пору становления своего кинофорума приглашала в Ригу Елену Цыплакову (в числе почетных гостей вместе с ней в тот год был Аленом Делон), задала гостье «гендерный вопрос»: мешало ли ей когда-нибудь как режиссеру то, что она женщина? В продолжение темы радиослушатели также попросили прокомментировать актрису нововведение Берлинского кинофестиваля, где отменили традиционные призы за лучшую мужскую и за лучшую женскую роль и будут теперь вручать только один приз за лучшую роль в кино.

«Если честно, я считаю, что все эти гендерные сумасшествия и визги говорят о том, что мир сошел с ума. Люди хотят поправить Творца, который сотворил мужчину и женщину – каждого со своим предназначением в этом мире. Для меня, как для человека верующего, это очевидно. Потому что есть женские роли, есть мужские роли. Их нельзя объединять в одно. Также как в семье есть мама и папа, а не один родитель и второй родитель. На самом деле, всё, что касается кино и театра – это духовная сфера, а не плотская.»

Поскольку творческая жизнь Елены Цыплаковой не замыкается только на мире кино, а сегодня она также занимает пост главного режиссера государственного российского театра, очень много вопросов было связано с взглядом актрисы на будущее русского репертуарного театра. Латвийские актеры, в частности, попросили гостью прокомментировать крайне актуальную проблему, связанную с тем, что в настоящий момент в Москве оказались обезглавленными сразу несколько театров – театр им. Моссовета, Ленком, «Содружество актеров Таганки». А там, где на смену мэтрам пришли новые художественные руководители (МХТ им. Чехова, МХАТ им. Горького, «Современник») наблюдаются сплошные противостояния – либо внутри труппы, либо со стороны зрителей. Что это означает – закат русского репертуарного театра? Кризис режиссуры? Или это просто идет элементарная борьба за власть в государственном театре?

«Все, что перечислили – все это имеет место быть. Но есть и другая причина - экономическая. Коммерческая выгода стала бичом для современного театра. А, на мой взгляд, театр прежде всего должен заботиться о том, как воспитывать зрителя – духовно, нравственно, эмоционально».

Отвечая на вопрос представителя фестиваля «Золотая маска» в Латвии об отношении к новой тенденции российских театров, которые в условиях пандемии перешли на онлайн-формат общения со зрителем в интернете, Елена Цыплакова ответила, что при переходе на экраны и мониторы, спектакли, безусловно, теряют в художественном качестве, но с другой стороны, у такого формата есть множество преимуществ, главное из которых – возможность прямого общения со зрителем из русского зарубежья.

Один из вопросов коснулся самого обсуждаемого в либеральной творческой среде заявления Министра культуры России Ольги Любимовой о том, что российские кинотеатры, открывшиеся после снятия ограничений из-за пандемии коронавируса, начнут новый сезон с показа светлых и простых фильмов, а тяжелые драмы отложат на несколько месяцев, поскольку зрители сейчас к ним не готовы.

«Я абсолютно согласна с Ольгой Любимовой! Я довольно много общаюсь со зрителями, я очень открытый человек, ко мне подходят люди на улицах, на рынках, в магазинах, я со всеми разговариваю, и могу вам сказать, что основная масса людей действительно хочет смотреть именно светлое кино! Кто-то из старцев замечательно сказал - «Необязательно яд пробовать на вкус» и «Прикасаясь к саже, невозможно не испачкаться». И если идет разговор о том, что может начаться эра светлого кино – это замечательно. Главное, чтобы это наши продюсеры понимали. Знаете, у меня была интересная история на фестивале «Сталкер», где я уже много лет являюсь членом жюри. Мы не дали никакого приза картине, которая на других фестивалях очень много получила призов. Это картина «Текст». Я вышла на сцену и прямо сказала: у нас фестиваль правозащитного кино и мои права как более-менее немолодой и воспитанной женщины нарушаются, когда я слышу с экрана мат. При том, что артисты в этой картине работают замечательно, и снят фильм профессионально. К сожалению, наши либеральные деятели кино к подобному кино хорошо относятся. Хотя ещё наши великие классики писали, что литература и сцена – это не место для брани и скверны».

Гостье задавали много вопросов, связанных с личной жизнью, со съемками как в старых, так и новых фильмах. Молодые латвийские актеры интересовались режиссерским взглядом актрисы на новое поколение и тем, что ее радует в современной молодежи. Елена в ответ призналась, что сейчас очень много молодых талантливых актеров и режиссеров – они очень умные, очень талантливые, горящие желанием играть.

В эфир Елена Цыплакова выходила из Калининграда, где она сейчас снимает новую многосерийную мелодраму «Несломленная».

«Я наслаждаюсь работой и чудесным калининградским пространством. Работа должна приносить радость!Творчество должно быть радостным по духу. Даже, когда хочешь показать людям страшные вещи, надо помнить, что искусство должно помогать людям выжить.

Фильм «Школьный вальс», например, произвел в свое время удивительный эффект – огромное количество женщин отказались делать аборты после его просмотра. Вот так одна картина смогла сыграть колоссальную роль в жизни общества и помогла родиться на свет замечательным людям. Поэтому очень хочется всем нашим кинематографистам и зрителям пожелать очень ответственного и глубокого отношения к творчеству. Развлекать тоже ведь можно умно».

В онлайн-встрече принимали участие директор кинофестиваля «Балтийская жемчужина» Марина Липченко, латвийская джазовая певица Ольга Пирагс, представитель фестиваля «Золотая маска в Латвии» Марина Насардинова, актеры Рижского русского театра им. М. Чехова, латвийские и литовские журналисты. Вели эфир журналисты Ольга Авдевич и журналист Наталия Захарьят (проект «Культурная линия»). 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*