События

Вадим Шмелев: «Каждый режиссер выбирает сам, о чем сказать — о подвиге или предательстве»

Диана Шибковская, «Минск-Новости». Источник (ссылка откроется в новом окне)

Фильм «Подольские курсанты» покажут по белорусскому телевидению 9 мая. Возможно, его многие уже в кинотеатрах смотрели в прошлом году. Корреспондент МЛЫН.BY побывал накануне Дня Победы на очередном заседании международного медиаклуба «Формат А3», куда был приглашен создатель этой нашумевшей киноленты — известный российский режиссер-постановщик, сценарист, драматург Вадим Шмелев.

О фильме «А зори здесь тихие»

— Сейчас часто критикуют кино и говорят, что у вас неправда в этом и неправда в том. Например, «А зори здесь тихие» — это сюжет, которого не было вообще. Значит можно брать и критиковать их, и говорить, ребята, вы все врете, такого не было?! Но это же не документальный фильм, не историческое исследование. Поэтому режиссеры достаточно сильно и ярко создавали художественные произведения...

В римейке «А зори здесь тихие» мне не все нравится. Тем более, что я сравниваю его с прежним фильмом. Но считаю, что это хорошо и правильно. Фильм сделан честно, у меня есть вопросы к кастингу, допустим, но это мои вопросы…

О дезертирстве и подвиге

— Я был удивлен, какие каждый день на войне военачальники вынуждены были делать отчеты. Фактически велась бухгалтерия: сколько пошло на рубеж, сколько погибло, сколько похоронено, сколько еды ушло и всего прочего. Тонны этих материалов есть! По Ильинскому рубежу я, например, нигде не нашел ни одного момента о предательстве, дезертирстве. Наверное, скрывали. Но это скорее всего потому, что это были единичные случаи, если они были. Но я считаю, что их не было. А вот находятся люди, которые сейчас увидев где-то в отчетах, что там двоих дезертиров расстреляли в лесу, снимают на эту тему целый фильм. И ощущение такое теперь складывается, что у нас только дезертиры в армии и были.

Вот этот момент идеологический сейчас каждый режиссер выбирает сам для себя, о чем он хочет сказать.

Для меня рассказ о войне, не только применительно к «Подольским курсантам», это рассказ, в первую очередь, о подвиге. Это может быть подвиг одного человека или пример массового героизма. Это может быть вообще полотно, эпопея, скажем, как «Освобождение» Юрия Озерова. Вот тоже, сколько критики на него вылито за последние годы!
О «катюшах»

— Однажды на одной из встреч важная солидная дама заявила: «Ну, всем же известно, что «катюши» (неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии в 1941-1945 гг. — Прим.ред.) появились только в 1942-м году, а у вас 41-й!». И она повторила это на весь зал трижды, на нее уже даже шикать стали. Дело в том, что я тоже думал до съемок этого фильма, что первые залпы «катюш» были в 42-м году. Но когда открыл документы, увидел, что именно на этом рубеже, именно в 41-м, там дважды был залп — это были одни из первых, почти что экспериментальные залпы, но они очень помогли. И майор Дементьев, который у нас тоже фигурирует как историческая личность, это — не выдуманный человек. Мало того, он погиб, потому что фашисты гонялись за этой техникой… У нас показано, как диверсанты ищут эти «катюши». И что они только ни делали, чтобы найти эти машины! Вычислили, наконец, и послали самолеты, чтобы их разбомбить, и бомбили «катюши». Даже не от пуль, не от осколков, а от того, что одна из машин перевернулась, тогда получил смертельное ранение майор Дементьев. Это было. Но мне тоже могут зрители сегодня сказать: «Что же «катюши» в фильме делают? У вас что, нет исторических консультантов? Не было же этой техники еще в 41-м году!»
О трагедии подольских курсантов

— Проблема конкретной этой истории о подольских курсантах в том, что там все, начиная с первого до последнего момента — единая, большая трагедия, и выделить что-то практически невозможно… У нас была большая дилемма, какое соотношение батальных, бытовых или личностных сцен в фильме должно быть? Но у нас получился перебор именно боевых — с бомбежками, боями, минометными обстрелами. Их снято намного больше. Ведь атака на рубежа длилась 12 дней. Если мы вспомним фильм «28 панфиловцев», то там была продемонстрирована подготовка к бою, в картине «Они сражалась за родину» — герои долго шли, разговаривали, были показаны взаимоотношения людей, они раскрывались, потом готовились к бою и вот идут танки, начинается сражение. А здесь, в «Подольских курсантах», бои были с первой до последней минуты. Вот как нам показать это в фильме? Если мы покажем один бой, а потом 28 минут ребята будут между собой общаться и разговаривать, какое будет ощущение от их пребывания там? Они там жили под постоянными обстрелами, бомбежками — внутри боев. Вот что из этого можно вычленить? Они не успевали хоронить своих друзей, их просто сносили в ямы и прикрывали. Там все было страшно!

 

Об отношении к ежегодным Парадам Победы

— Я считаю, что это очень правильные траты из бюджета. Именно потому, что я в детстве смотрел эти парады и вместе со своим дедом стоял на них! И я гордился тем, что наши сделали во время войны и тем, как они маршируют по Красной площади, и, может, поэтому снял сейчас фильм «Подольские курсанты». Это те деньги, которые не в пустоту. Я знаю, что многие этим недовольны, многие считают, что это какая-то милитаризация, ну, а куда без нее? Я все время говорю: если ты купил участок и построил дом, прежде, чем начнешь рожать детей и огурцы выращивать с картошкой, сначала забор поставишь и двустволку купишь наверное. Потому что, если ты этого не сделаешь, то у тебя и огурцы своруют, да и ребенка могут украсть и выкуп требовать. Поэтому страну защищать надо и парады нужны.

О переодевании маленьких детей в военную форму

— Что подразумевается под словом «переодевание»? Если ребенок плачет, рыдает и хочет одеться в зайчика, а ему напяливают пилотку и говорят: «Нет, будешь солдатом!», — это плохо, отвратительно. А я в детстве одевался сам, у меня была пилоточка, ремень…

Вот меня после института стали убеждать, что пионерские лагеря — это плохо. Но я все детство провел в них и оттуда уезжать не хотелось. Играл в «Зарницу», участвовал в смотре строя и песен, а мне сейчас доказывают, что это было плохо, что нас заставляли, нас мучили и т.д. Да не мучил нас никто, мы были счастливейшие дети на земле! И я эту пилотку хранил со звездочкой, выцветшую, я ею гордился! Это часть моей страны, часть истории моей семьи. Что в этом плохого? Это история наша.
У меня один дедушка погиб в Белоруссии, похоронен под деревней Петуховка. Мы недавно туда ездили.

А вдруг завтра война?

— Вот об этом я много и с молодыми актерами говорил, и сам думал… Вы знаете, все говорят, что сейчас они не смогли бы. Или мы не смогли бы. Я где-то читал, не помню где, про ребят молодых, советских десятиклассников, которые в 1941 году закончили школу и у них были выпускные экзамены. То есть, 22-го начнется война, а они сдают экзамены, за две недели до войны. Они меж собой говорили, что вот наши деды и наши отцы прошли революцию, гражданскую войну, первую мировую — вот это были герои! Которые погибали, но побеждали! А мы не сможем… Потому что у нас еда есть, одежда, школы, институты — мы на всем готовом живем. Они говорили, «у нас кишка тонка»… А через две недели началась война и все эти ребята пошли в военкомат, приписывая себе лишний год, чтобы отправиться на фронт. И они погибали, защищали и, оказалось, что не тонка кишка у них, и они тоже стали героями. Поэтому, мне кажется, что в нашей стране таких ребят достаточно и сейчас.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Вадим Шмелев

«В советское время сценаристы и режиссеры при работе над картинами опирались на огромный пласт очень сильной, великой военной литературы. Понятно, что материал, который заложен в книгах и…… →

Видео
Статьи