События

Николай Чиндяйкин: "Я стараюсь играть настоящих мужчин"

Галина Афанасьева, "Экспресс - неделя" Источник (ссылка откроется в новом окне)

 Николай Чиндяйкин: "Я стараюсь играть настоящих мужчин"

По приглашению международного медиа-клуба "Формат - А3" в Вильнюсе состоялась встреча известного российского актера театра и кино, режиссера и педагога Николая ЧИНДЯЙКИНА с почитателями его таланта. Миллионы зрителей восхищались его работами в сериалах "Каменская", "Марш Турецкого", "Дети Арбата", "Час Волкова" и других. Но лишь немногие знают, какую роль в его жизни играет Литва.

- С Литвой у вас связаны не столько творческие, сколько личные отношения?

- Впервые я приехал в Литву в 1975 г. во время гастролей Омского театра драмы, где я тогда служил. За месяц пребывания я буквально влюбился в Вильнюс, Литву. Хотя до этого мы побывали в прекрасном городе Риге, но такого необъяснимого чувства восторженной влюбленности там не возникло. Я был тогда женат на Татьяне Ожиговой, замечательной актрисе, которая, к сожалению, слишком рано покинула этот мир - в 1989 г. ее не стало… Среди актеров Русского театра драмы в Вильнюсе было много наших друзей, мы всерьез подумывали о том, чтобы приехать сюда работать. Таня тогда говорила, что обязательно начнем учить литовский язык. По многим причинам наша мечта не состоялась, но глубокая привязанность осталась. Мы часто приезжали отдыхать в Бирштонас, много путешествовали с друзьями по Литве. В 1985 г. у нас вновь состоялись гастроли в Вильнюсе. Я тогда привез с собой маму, племянника, чтобы они разделили нашу влюбленность в Литву.

- А где вы познакомились со своей нынешней женой Расой Торнау?

- После окончания режиссерского факультета ГИТИСа я работал актером, режиссером и педагогом в театре "Школа драматического искусства" Александра Васильева. Я недавно потерял жену, физически выжил, но морально был абсолютно опустошен. Мы встретились с Расой, когда она училась на первом курсе у Васильева. Театр Васильева был особенный, не похожий ни на какой другой. Сегодня ты ставишь в нем спектакль, а завтра играешь одну из ролей. Александр Васильев загорелся идеей поставить спектакль, где главным действующим лицом была музыка Пьяццоллы, тогда еще мало известная в России. В спектакле все танцевали. Моей партнершей была Раса. Все заметили, что у нас сложилась отличная танцевальная пара. И не только. Раса пыталась меня вытащить из депрессии, а я всячески сопротивлялся, помня и о большой разнице в возрасте между нами (12 лет), и боясь испортить ей жизнь. Однажды ей все надоело, и она решила уехать в Вильнюс навсегда. Я ее не отговаривал, но после отъезда женщины, которая, как оказалось, так много для меня значила, позвонил ей и напросился в гости. Она ответила коротко: "Приезжай". С тех пор мы уже почти два десятка лет вместе.

- Как вас встретили ее родители? Отец Расы, литературовед Юргис Торнау, на мой взгляд, принадлежал к цвету нации. После войны руководил издательством иностранной литературы, долгие годы был директором библиотеки Вильнюсского университета. Знал 5 языков и переписывался со многими известными зарубежными литераторами. Дружил и помогал очень многим представителям литовской интеллигенции.

- Для меня он стал очень близким человеком. Так получилось, что я потерял жену, ушли из жизни родители и вдруг случилось чудо: у меня появились Раса и ее родители - Юргис и Рута. Встреча с Юргисом стала для меня встречей с Человеком века. Я не хочу никого оскорбить, но он был не узконациональным интеллектуалом, а интеллигентом общеевропейского масштаба. Он жил сообразно со своим пониманием мира. Юргис никогда не приспосабливался - сегодня это уходящая натура. Когда в начале войны почти все его родственники покинули Литву, Юргис, исходя из своего понимания справедливости и правды, остался, чтобы бороться с фашизмом, и уехал в СССР, туда, где формировалась Литовская 16-я стрелковая дивизия. В ее составе он вошел в освобожденный Вильнюс. Он под пулями доказал свою любовь к родине. К сожалению, на склоне лет ему пришлось услышать много несправедливых слов в свой адрес за то, что любил родину и боролся с фашизмом, не сдался и был верен своим идеалам. Я считаю, что благодаря той бескомпромиссной борьбе с фашизмом, которая велась во время самой разрушительной войны, хотя и зыбко, но сохраняется нынешний мир. И мы не раз еще вспомним таких людей, как Юргис Торнау.

- Сегодня в своих выступлениях, интервью вы говорите, что вы счастливый человек, хотя перенесли немало ударов судьбы, потерю близких, тяжелую болезнь в юности. Да и карьера в кинематографе началась уже тогда, когда вам было за сорок. Откуда это чувство радости бытия?

- В детстве, когда в нашем доме собирались все наши родственники, отец говорил: какие же мы счастливые! А ведь на долю старшего поколения выпало множество тяжких испытаний. Отец во время войны попал в плен и был интернирован в немецкий концентрационный лагерь под Брестом. Пленных гоняли на принудительные работы вместе с местными жителями. Так он познакомился с девушкой из белорусского села. Между ними завязался роман. Но вскоре отца перевезли в концлагерь в Германию. Он и не знал, что его возлюбленная ждет ребенка, что скоро должна родиться дочь. По окончании войны после немецкого плена отец попал в ГУЛаг как лицо неблагонадежное. Оттуда он стал писать письма во все деревни, расположенные неподалеку от Бреста, с надеждой разыскать любимую. И случилось чудо: в одной из деревень письмо ее нашло! Когда отца выпустили и определили на поселение рядом с зоной сроком на 5 с половиной лет, мама тут же приехала к нему в Горьковскую область. Там, рядом с зоной, я и родился, рос до 12 лет, пока мои родители не решились переехать в город Алчевск, что в 40 км от Луганска. Там на комбинате работал мой дядя. Родители очень хотели дать своим детям среднее и высшее образование. Там, где я родился, была только семилетка. Алчевск, где я впервые увидел троллейбусы, вереницы машин, произвел на меня в 1959 г. гораздо большее впечатление, чем впоследствии Нью-Йорк, где я бывал на гастролях. Но главное - там было обилие всевозможных кружков для детей. Я записался почти во все, пропадал на занятиях до поздней ночи, но в итоге остановился на драмкружке. Оттуда и началась моя театральная карьера. Родители всячески нас с сестрой поощряли. Они были обычными работящими людьми: мама работала санитаркой в больнице, отец - шофером, но сумели создать в доме такую атмосферу любви и взаимоуважения, которая до сих пор согревает меня в воспоминаниях. Я никогда не слышал в доме грубых слов, нас с сестрой всегда называли ласковыми уменьшительными именами.

- На юге Украины остались ваши родственники?

- Да, и очень много. В Луганске живут моя тетя, двоюродный брат. В Днепропетровске - сестра. Так что я знаю о происходящем там ужасе от непосредственных очевидцев. Уверен, что мы узнаем всю правду о том, что там происходило. В Крыму, в Симферополе, живет мой двоюродный брат, человек абсолютно аполитичный. Но и он говорил о том энтузиазме, с которым жители полуострова собрались в Россию. Я был в Крыму с гастролями театра МХАТ им.Чехова, где служу с 2008 г. После выступления к нам подошли несколько женщин, и одна из них сказала: "Я восхищаюсь Путиным. За 3 дня и без единого выстрела он сделал 2 млн человек счастливыми". При этом люди прекрасно понимают, какие неудобства им предстоит претерпеть. Если политики Украины намерены вернуть Крым, то я буду счастлив, если они сумеют сделать это без убийств и при такой сумасшедшей же поддержке крымчан. Но только так, без танков и вертолетов.

- Поговорим о вашем творчестве. Сейчас на реабилитированном в Литве канале НТВ идет серил "ППС-2" с вашим участием. Я не понимаю, как можно совместить с блестящей игрой Фирса в мхтовском "Вишневом саде" череду сыщиков или уголовников, которых вы играете в подобной телепродукции. Это ради заработка?

- У меня внутри все гармонично складывается. Любая профессия состоит не только из законченной идеи. Она также состоит из отходов, стружек. У меня был спор с одним моим товарищем по этому поводу. Он утверждал, что в массовой культуре участвовать нельзя. Я ему ответил: "Хорошо, ты шьешь модельную обувь для избранных. А я шью тапочки и миллионам людей они нужны. Тебе же приходится ждать миллионершу, которая придет и однажды что-то купит". Мне не зазорно делать для миллионов людей то, что им нравится, что они, условно говоря, покупают. Сегодня, когда на зрителей работают свыше 800 каналов, они заполняют пространство, и ты поневоле участвуешь в этом. Я не брезгую и отвечаю за каждую роль, в которой выкладываюсь по полной. Единственное, от чего я откажусь, если предложение идет вразрез с моей совестью, моими убеждениями. Все остальные роли, будь то сыщики или бандиты, я накрываю своей профессией. Если я могу с этим героем, его пониманием мира что-то открыть и рассказать, то берусь за работу.

- Где вы больше выкладываетесь: в кино или театре?

- Одинаково. Не умею экономить силы. Это как с птицей. Она же не думает, что вот сейчас спрыгнет с ветки и дальше не полетит. Другое дело, что сама литература, сценарий не могут позволить такого полета. В этом смысле артист ограничен. Но я считаю, что он обязательно и соавтор. Поэтому стараюсь лететь, наполнить своей жизнью, своим пониманием любую роль. Я стараюсь играть настоящих мужчин, будь то уголовник или генерал. Мужчина в моем понимании в силу обстоятельств или изъянов характера может оступиться, но должен оставаться самим собой. Он или мужчина, или подонок. И это не зависит от того, генеральские погоны на нем или наручники.

- Сегодня, в эпоху воинствующего гендеризма (равноправия полов) ваши слова требуют пояснения. Кто такой мужчина в вашем понимании?

- Мужчина - это хранитель покоя и мира. Прежде всего, в доме. А значит, и в стране. Если даже он воин, то воюет не для того, чтобы убивать, а ради женщины, ради будущего своих детей. Это его обязанность перед Богом и миссия на земле.

- А как вы относитесь к тенденциям современного искусства, где никто не заморачивается насчет особой миссии культуры, а предпочитает эпатировать публику с помощью провокаций и оскорблений?

- Я в принципе не против провокативного искусства, если за этим скрывается мысль, а не оскорбление ради оскорбления. Снимание штанов в метро или пробежка голышом по парку, где гуляют дети, по центральной улице города, в моем понимании не являются ни фактом искусства, ни актом личной свободы. Скорее, такие действа являются доказательством глупости таких "творцов". Хотя я против всевозможных запретов, но не очень понимаю тех российских деятелей культуры, которые выступают за сохранение мата в театре, кино, литературе. Они утверждают, что это наступление на свободу, боязнь правды жизни. Но это не профессиональный разговор. Деторождение, зарождение любви в жизни - темы, которые всегда поднимал театр, но художественными средствами. Мы прекрасно знаем, что и в театре, и в кино есть рамки, ограничения. Театр эпатирует, но мера допустимости - каждый человек. Самый вдохновенный актер помнит, где свет, где край сцены. Так же как шофер, думая, возможно, о жене и детях, не перестает следить за дорогой и профессионально выполнять свою работу. Есть некоторые табу, с которыми человек волен бороться, а не плыть по течению. Раньше это называлось воспитанием. А сейчас я бы назвал это еще и уважением к другим. Не ходи в храм, если сам не веришь, с подлой целью оскорбить других.

- Вы написали пронзительную книгу воспоминаний "Не уймусь, не свихнусь, не оглохну", где многое посвящено вашей жене Татьяне Ожиговой. Стала ли и ваша нынешняя супруга для вас музой?

- Я не писатель и не поэт. Просто вел записи, наблюдения. Так родилась первая книга. Рано утром, когда Раса еще спит, я совершаю прогулки по парку, а, возвращаясь, оставляю ей стихотворение. А она, оказывается, их собирала. В итоге получился сборник "Утренние стихи", который через пару недель выйдет из типографии.

- Вы по-прежнему полны творческих замыслов?

- Я достаточно суеверен, поэтому детально распространяться не буду. Скажу только, что предстоит интересная работа по пьесе Островского. Есть проекты в кино. Жизнь - большое поле, а телевидение - тысячи полей.
 

Комментарии

17.02.2024, 01:13 Rezeptfreie sildenafil 100 mg-Optionen in der Schweizr
Great looking website. Think you did a whole lot of your very own html coding. <a href=https://isctrl.co.kr/bbs/board.php?bo_table=news&wr_id=1614967>sprzedaż online ipratropium w Białymstoku, Polska</a>
12.04.2024, 03:52 Gus
Hi there, I discovered your web site by means of Google
whilst looking for a related matter, your web site came
up, it seems great. I've bookmarked it in my google bookmarks.

Hi there, simply became alert to your blog thru Google, and located
that it's really informative. I'm going to watch out for
brussels. I'll appreciate for those who continue this in future.
Numerous other folks will be benefited out of your writing.
Cheers!

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Николай Чиндяйкин

По приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» 26 июня в Вильнюсе выступил известный актер театра и кино, режиссер и педагог, народный артист России Николай Чиндяйкин. Он принял…… →

Фото
Видео
Статьи