События

Didžių asmenybių portretų vėrinys/Ожерелье из портретов великих личностей

Neringa Kažukauskaitė, „7 meno dienos“ Источник (ссылка откроется в новом окне)

В конце октября в Вильнюсе гостила режиссёр документального кино Олеся Фокина. В Литву она привезла свой фильм «Жизнь обаятельного человека»(2017г.) об одном из ярчайших представителей кино времён «оттепели» Геннадии Шпаликове. По его сценариям созданы фильмы «Застава Ильича» (режиссёр Марлен Хуциев, 1964г.), «Я шагаю по Москве» (режиссёр Георгий Данелия, 1963г.) и другие. Единственный фильм, где Шпаликов сам выступал в роли режиссёра - «Долгая счастливая жизнь» (1966г.) - является удивительным примером авторского кино. Фильм Олеси Фокиной «Жизнь обаятельного человека» получил две национальных награды «Ника» и «Золотой орёл» как лучший неигровой фильм. Другие работы Олеси Фокиной – также портреты ярких неординарных личностей. Это писатели Борис Пастернак, Тонино Гуэрра, Александр Солженицын, театральный режиссёр Анатолий Эфрос, актер Олег Басилашвили, философ Мераб Мамардашвили… Большинство этих фильмов награждены призами и номинациями различных фестивалей.

- Почти все ваши фильмы сняты о выдающихся, больших личностях. Почему?

- Так сложилось. После окончания Высших режиссерских курсов понемногу стал вырисовываться мой дальнейший творческий путь, поняла, что меня интересует, что такое «гомо сапиенс», каковы его высочайшие проявления. Стараюсь делать фильмы о том, что же светлого и красивого, а не темного есть в человеке. Мне кажется, в современном мире этого очень не хватает.

- Этот ваш взгляд очень ярок в фильме о Геннадии Шпаликове. В других фильмах обычно подчеркивается драматичность его жизни, его трагическая судьба. Ваш же фильм полон света и радости.

- Да, его жизнь очень трагична, но он оставил столько света в своих работах, что этот свет всё ещё горит и заряжает людей. Те молодые люди, что в фильме вместе со мной плывут маршрутами творчества и биографии Шпаликова, были просто покорены его личностным и творческим светом, красотой. Когда человек в какой-то момент не выдерживает – это другая история. Не всем хватает сил совладать со своей тёмной стороной и с обстоятельствами тоже. Хотя другой мой киногерой, философ Мераб Мамардашвили утверждал, что нельзя винить обстоятельства, всё находится в самом человеке. Мои фильмы – словно ожерелье лучших мировых человеческих портретов. Хотелось сделать так, чтобы они были связаны один с другим. Иногда удается. Чаще – нет. Как бы то ни было, все мои герои являются важными людьми, являют примеры поведения, самоутверждения.

- Но великие люди – тоже люди, имеющие слабости и совсем непохвальные черты. Что с ними делаете в своих фильмах?

- Да, поэтому каждая встреча с такими людьми, историями их жизни является испытанием и для режиссёра и для героя, если, конечно, он ещё жив. Некоторые мои фильмы об уже ушедших людях. Судить – не моё дело, всё же создавая авторское кино, режиссёр представляет свой собственный взгляд и оценку. Ведь подбираешь определённые факты, письма, виды, а не другие. Подчёркиваешь то, что для тебя самого важно и интересно. Если героев уже нет в живых, они не могут защититься, споря с авторами. А с теми, кто жив, порой случаются очень серьёзные споры.

Однако, я никогда не создаю свои фильмы из «жёлтой» информации. Существуют вещи, о которых нельзя не говорить, иначе не сможешь до конца раскрыть личность героя. К примеру, Ирина Антонова, директор Московского музея А.С. Пушкина, которой уже 97 лет. Она настоящая «железная леди», очень твёрдый человек. Её заслуги для музея и для страны огромны. Видимо, только с таким характером и возможно было осуществить грандиозные задачи. Но, во время съёмок фильма «Ирина Антонова. Я давно иду по прямой », 2012г.) она иной раз вела себя так, что хоть держись… У неё есть своя линия, знает, что нужно делать и делает это. Часто окружающих людей даже не замечает. И тогда думаешь, что хочешь показать в фильме. Что Антонова – ведьма, издевающаяся над людьми, или что Антонова – человек, знающий свою цель, стремящийся к ней, а всё остальное важно настолько, насколько может помочь или помешать её сегодняшним планам. Потому в фильме её показываю такой, которая способна сбросить со стола бумаги, швырнуть конфеты в лицо прибывшим из Германии гостям, вынашивающим большие планы и т.п. Просто она такая. Видеть это на экране ей может и не понравиться, но так раскрывается её характер, личностная искра. А затем видим, что она работает так, что способна организовать выставки высочайшего уровня. Часто конфликтую со своими героями, но бывает, что с кем-то остаются тёплые, дружеские отношения. Так случилось с композитором Эдуардом Артемьевым, с режиссёром-мультипликатором Юрием Норштейном, который отлично понимал, что не стану создавать парадного, нежного портрета, словно рисованного японской кисточкой…

- Смотря его фильмы, кажется, что нарисованный японской кисточкой портрет ему понравился бы.

- Он сказал: «Олеся, вы сделали не улучшенный портрет, вы создали настоящий фильм». Для меня это огромный комплимент. Заметила – чем известней человек, чем более выдающаяся личность, тем меньше он вмешивается в работу другого автора, смотрит на тебя с уважением. Для меня это важно, ведь, по сути, цикл этих фильмов именно об уважении к человеку. Мои удивительные герои понимают, как должна быть потревожена душа, чтобы, по словам Норштейна, стать «достойным фактом» для искусства. Сама по себе в кино показанная информация – не прочувствованная, не пережитая, потому не интересная.

- Все Ваши фильмы составляют один цикл?

- Да, это цикл из 25-ти портретов «Человек на все времена». Все фильмы, за исключением двух фильмов сложной судьбы об Иосифе Бродском и Александре Солженицине, были показаны на важнейших в стране телевизионных каналах. Это большой успех, поскольку эти «неформатные» фильмы уже восемь лет раз, а то и два раза в год, пусть и поздно вечером, достигают огромной аудитории.

- А почему не показали фильм о Бродском?

- Этот фильм посвящён его дружбе с семьёй Томашевских. Живший в Ленинграде Борис Томашевский был известным литературоведом, специалистом по творчеству А.С.Пушкина. Его жена, тоже литературовед Ирина Томошевская, работала с Солженициным, исследовала авторства романа «Тихий Дон», отрицала, что роман написал Михаил Шолохов. Этой удивительной пары я не застала, они оба умерли, однако, снимая фильм о Солженицине, познакомилась с их дочерью Зоей. Она – настоящий кладезь разных воспоминаний, свидетельств и историй – с детства была знакома со всем кругом российских литераторов и других людей искусства.

Так появился фильм «Ангело-почта» (2007г.). Бродский так называл свою переписку с семьёй Томашевских, на конвертах была такая им самим созданная печать. Ангелом он называл дочь Зои Настю, которую с младенчества очень любил. Оказавшись в ссылке, Бродский писал письма и Насте и всей их семье. Эта история общения, охватывающая не только семью Томашевских, но и Анну Ахматову, Станислава Рихтера, превратилась в двухсерийный фильм. Это дань уважения российской интеллигенции, таких отношений уже почти не встретишь в современном мире, не только в России. Таких уникальных интонаций в отношениях. Фильм о том, как они переживали свои травмы, тяжелейшие трагедии, радости, как вместе праздновали.

«Ангело-почта» должен был быть показан на канале «Культура», но его показ запретил Фонд памяти Бродского. Было заявлено, что хоть письма и принадлежат семье Томашевских, содержащиеся в них тексты и рисунки являются собственностью Фонда. В связи с этим правовым казусом путь фильма на экраны был остановлен. Это абсурд, но, увы… Этот Фонд не разрешает публиковать, скажем, в своих воспоминаниях или где-либо ещё никаких писем, записок, рисунков на салфетках. Возможно, так предохраняются, что бы не появилось множество опубликованных писем Бродского, предназначенных любимой Марине Басмановой… Этот Фонд защищает интересы семьи, но ведёт себя, как цербер.

- Как выбираете героев фильмов?

- По-разному. К примеру, на одном из фестивалей встретила детей писателя Константина Паустовского, которые мне рассказали о Лидии Делекторской и предложили создать совместный фильм о ней. Её трагическая судьба меня заинтересовала. Делекторская была музой Анри Матисса, моделью, его правой рукой. Они познакомились в Ницце, когда она искала работу и заметила объявление на автобусной остановке, что художник ищет модель. Невероятного благородства женщина. После смерти Матисса она все имеющиеся работы отдала музею А.С. Пушкина и Эрмитажу. Ничего не оставила себе, последние годы жизни нуждалась, даже голодала. Потеряла желание жить и покончила самоубийством в Париже.

- Всё упоминаем музей А.С.Пушкина. Причина вспомнить его ещё раз – ваш фильм «В моей руке лишь горстка пепла» (2017г.). О поэте Марине Цветаевой, чей отец этот музей и создал.

- О Цветаевой столько уже написано и сказано, что найти что-либо новое очень трудно. Из всех прочитанных материалов мною нащупанный «ключ» - жизнь Цветаевой в нелюбви. Её родители не любили друг друга. Отец любил первую жену, мать – другого мужчину. Мама отдавала себя музыке, отец – музею. Поэтесса получила прекрасное образование, но любви, теплоты в семье не было. Эта тень нелюбви упала на всю её жизнь. У неё был комплекс недостатка любви. Цветаева испытала много любовных историй, отношений, которые сама выстраивала, имитировала, провоцировала и т.п. Это было точно стихийное несчастье – поиски любви, хотя своего мужа Сергея Эфрона она любила по-своему. Когда он вернулся в СССР, Цветаевой в Париже никто руки не подавал. Все знали, что он – агент НКВД. Поэтесса оказалась в объятьях одиночества и нужды, у неё не было выбора. Закончился и запас её «любовных» похождений. А ей постоянно было нужно «пылать». Ключ к моему фильму о ней – это никогда неутолимая любовная страсть, трагическая жажда любви.

- Как освобождаетесь от влияния всех этих сильных личностей, когда заканчиваете фильм и переходите к следующему человеку и судьбе, к другой эпохе?

- Это очень чувствительный вопрос. Когда фильм появляется на экране, меня настигает волна зрительской реакции. Какое-то время живу этим. А затем – период страшной пустоты. Тогда стараюсь просто больше гулять, прохожу большие расстояния. Стараюсь читать хорошие книги. И как-то сам собой появляется герой нового фильма, начинаю скручивать новую ниточку, и та звенящая пустота заполняется.

Страшнейший период был после фильма о Солженицине «Избранник» (1998г.), поскольку сложилась драматичная ситуация. Герои фильма не хотели, чтобы его демонстрировали, не принимали мою позицию. Много бродила старинными московскими улочками. Однажды оказалась возле института нейрохирургии им. Н.Бурденко и встретила его директора Александра Коновалова. Он величайший хирург, учёный. Начала посещать тот институт, интересоваться его жизнью и сложный институтский мир стал отрадой. Странным образом втянулась. Разговаривала со старыми врачами и так понемногу стали набираться материалы для нового фильма «Александр Коновалов. Человек, который спасает» (2014г.).

- Который из героев на Вас саму наиболее повлиял, больше всего научил?

- Не могу выделить одного. Но доктор Коновалов…Цельный, тактичный, внимательный. В процессе съемок мы с ним пережили множество ситуаций и сохранили очень тёплые отношения. Когда встречаешь великую личность, просто физически это ощущаешь. Этот человек – нейрохирург мирового уровня, он не уехал из своей страны, хотя не раз бывал приглашён в важнейшие медицинские центры. Он усталый, шатающийся от усталости после нескольких сложнейших операций на мозге выходит из института, его хватает за руку какой-нибудь человек, приехавший из Красноярского края. Он ставит портфель на тротуар, надевает очки и начинает прямо на улице смотреть ему принесённые снимки и результаты исследований…

- Откуда всё это – корни, образование, воспитание?

- Думаю, это благословение Бога. Конечно, и воспитание, родители, образование, огромное самопожертвование. Слияние всего. Одного ответа и нет.

- Может быть, и в Литве найдёте своего героя?

- Люблю Литву с детства. Часто приезжала в Друскининкай. Очарована вашими удивительными фотохудожниками – Станиславом Флери, Антанасом Суткусом, Витасом Луцкусом.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Олеся Фокина

"Я с цензурой не сталкивалась. Неправильно думать, что у нас сегодня кто-то кому-то не дает писать или снимать. Я сняла 25 фильмов и ни один из них не был подвергнут ни редактуре, ни…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи