События

Дмитрий Астрахан: «В нашей профессии два раза не стреляют»

Сергей Думкевич, «Вечерний город».

Известный российский режиссер театра и кино Дмитрий Астрахан побывал недавно в Симферополе и пообщался с журналистами на тему «Кино: легко о серьезном».
Встречу организовал Международный медиа-клуб «Формат А-3». Вашему вниманию: самые интересные ответы на вопросы участников встречи.

- Есть у вас свои собственные правила работы?

- Всегда интуитивно старался делать что-то, что будет интересно, причем это был не сознательный процесс. Меня очень раздражают режиссеры, которые говорят: «То, что я делаю, современники не понимают». Сидит такой режиссер, ну не понимают меня, мол, они не доросли. И думаешь про этого человека: «Какой же ты подонок!» И часто я открыто это говорю, потому что эти люди вызывают у меня неприятное чувство. Ведь это, по сути, брезгливое отношение к людям, потому что они, оказывается, не доросли до его величия. Я думаю, что если ты сделал что-то непонятное, значит, у тебя что-то не получилось. Меня до сих пор преследует жуткий панический страх быть неинтересным тем, с кем я работаю и для кого я работаю. И это главный стимул, который заставлял меня учиться, много узнавать.

- Ваше мнение о фильме «Владимир Высоцкий: Спасибо что живой», в котором вы играли эпизодическую роль?

- Знаю очень многих людей, которые плакали на этом фильме, и знаю кучу людей, которым фильм резко не понравился. На мой взгляд, у фильма есть масса достоинств. Но вместе с тем мне кажется, что в фильме есть проблемы со сценарием. Главная ошибка, что главный герой оказался лицом не слишком действующим. Возьмем совершенно пустую сцену на рынке, когда торговались за ковры. Если бы в той же самой сцене они унесли подаренные ковры. Двадцать ковров ему бы приволокли, потому, что он Высоцкий ему все дарят ковры. И тут же принесли гитару, и тут же накрыли поляну, и он бесплатно пел бы для рынка, было бы сразу к нему другое отношение. Он превратился бы в народного героя, в бескорыстного человека не ради денег поющего концерты. И все же этот фильм делали люди, делали честно, у всех свое видение. Кроме того фильм собрал 40 млн. долл. А это о чем то говорит.

- Как вы относитесь к сериалам, это творчество?

- Я вам скажу простую истину, я отношусь с большим уважением к произведениям искусства. Они могут быть где угодно: в сериале, в кино. Ведь любое произведение искусства - это мыльная опера плюс что-то еще. Вот если убрать это «что-то еще», будет просто мыльная опера, что само по себе имеет право на жизнь. Но «что-то еще» делает эту работу «Гамлетом» или «Преступлением и наказанием». Хотя если их разобрать, тоже выйдет примитивная мыльная опера. Ну, задумал убить старуху процентщицу, забрать ее деньги, угрохал ее, заодно угрохал сестру, потом влюбился в проститутку, проститутка в него – ну полный вперед! Бульвар, индийское кино! Но при этом это великое произведение, потому что там есть «что-то еще».

- Что такое репутация в кино?

- В нашей профессии два раза не стреляют, и репутация складывается сразу, с каждого первого шага. Вот ты показываешь что-то публично, и твоя репутация складывается на всю жизнь: либо одна, либо другая. И думать, что я потом что-то сделаю, что-то такое и моя репутация пойдет по-другому - это большая ошибка. Режиссер - публичная профессия и в этом ее ужас. Как сыграл первый раз, пошла тебе такая волна. Надо сразу убить, чтобы потом спокойно существовать.

- Переход на голливудский формат сценария как то повлиял на наше кино?

- Голливуд он такой разный, есть великий Голливуд, а есть такой унылый. Наши советские сценарии - тоже голливудские, блестящие сценарии, которые мог бы купить любой Голливуд. Например, фильм «Чапаев» разворован всем Голливудом просто как арифметика. Эта знаменитая психическая атака с горки украдена всеми. Возьмите хоть Мела Гибсона и его «Храброе сердце». Сперто покадрово один в один. В Голливуде тоже изучают классику.

- В чем отличие театра от кино?

- Театр - это место, где есть завтрашний день: ну не сделали сегодня - завтра сделаем, ну не поняли сегодня - завтра поймем и сыграем. И оно ничего не стоит, оно бесплатно. А в кино этого завтра нет. Съемочный день, грубо говоря, может стоить от 20 до 100 тыс. долл., что зависит от бюджета картины. «Ой, давайте сделаем завтра» - плюс «двадцаточка». И каждый твой промах - плюс «двадцаточка». «Ой, я неправильно снял сцену» - включаем счетчик, потому что все стоит деньги. Почему к съемкам так долго готовятся, потому что в кино самое дорогое - это съемочный день.

- В театре возможна дружба?

- Театр - это тот еще серпентарий единомышленников, по большому счету, та еще клоака. Озверелое сборище самолюбивых, честолюбивых людей. Не любящих друг друга - не будем питать иллюзий. Очень уважающих чужой талант, но не любящих. Ведь каждый хочет выйти к зрителю и иметь свой кусок аплодисментов. Причем чем больше тебя хвалят коллеги, значит, тем хуже ты сыграл. Это классика театральной жизни. Да, амбиции! Это ужасное слово амбиции, как бы без них было бы легко жить, как бы спокойно. Но проклятое слово амбиции, честолюбие, тщеславие. Это на самом деле - не хорошие качества, но, тем не менее, без них ничего нельзя сделать… наверное.

Визитка

Дмитрий Ханнанович Астрахан родился в Ленинграде в 1957 году, самым младшим, пятым сыном в семье. Кстати Дмитрий Астрахан женат и воспитывает шестерых детей. Свое режиссерское призвание он нашел не сразу и долго выбирал среди семейных традиций в математике и инженерии. Мог сделать карьеру даже в вольной борьбе. Как сам признается Дмитрий Астрахан он сразу же «охлаждался, если понимал, что в этом деле он не сможет быть среди первых». В итоге после школы сменил несколько вузов, пока не был принят в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. С 1981 по 1996 год поставил более 40 спектаклей в разных театрах. Первый фильм Астрахана «Изыди!» вышел на экраны в 1991 году. Фильм получил все возможные призы на Родине и был выдвинут от России на премию «Оскар». С фильмом «Изыди!» режиссер объехал весь мир. По сути это был первый удачный выстрел в киношной карьере Дмитрия Астрахана. Затем были народно любимые «Ты у меня одна» (1993), «Все будет хорошо» (1995), «Перекресток» (1998) с песнями «Машины времени», «Желтый карлик» (2001). Сыграл эпизодическую роль в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Его пригласили на роль друга Высоцкого, который предал его КГБ и потом раскаялся в этом поступке.

Что почитать: рекомендации режиссера.

Рекомендую прочесть пьесу Шварца «Красная шапочка». Эта «Красная шапочка была написана в 1937 году. То есть случайностей не бывает. Кстати, это тот самый Шварц, который написал «Обыкновенное чудо». В этой сказке волк хочет убить красную шапочку за то, что она учит зайцев быть смелыми. А шапочка что делает, зачем она идет в лес? Она идет убить волка, потому что этот диктатор уже достал всех, он злодей, которого надо уничтожить. При чем «Шапочка» разрабатывает конкретный план уничтожения. Это пьеса про войну добра со злом. Почитайте, получите большое наслаждение. Это бездна юмора, а главное - недетский смысл в этом детском произведении.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Дмитрий АСТРАХАН

Крымская встреча с известным российским режиссёром театра и кино, заслуженным деятелем искусств Дмитрием Астраханом, организованная ММК «Формат-А3» в декабре, прошла легко и…… →

Фото
Видео
Статьи