В Риге рамках пресс-клуба «Формат А3» гостила Вероника Крашенинникова – представитель постсоветского поколения российской политологии. Латвийская контрразведка утверждает, что «Формат А3» — это кремлевский проект. Портал vesti.lv взял интервью у выступившей в его рамках Крашенинниковой.
В воскресенье вечером в передаче Nekā personīga (TV3) было заявлено: Бюро по защите Сатверсме (SAB) признает, что «Формат А3» — это сформированная Россией платформа, цель которой — обеспечить определенным российским деятелям и экспертам необходимое международное медиа-пространство. Их точка зрения соответствует внешнеполитическому курсу Кремля.
В SAB отмечают, что в Риге среди слушателей имеют обыкновение находиться и офицеры спецслужб из различных стран, которые в Латвии работают под прикрытием дипломатов. Разведчики наблюдают, какие персоны интересуются Россией, как реагируют участников форумов на идеи, озвученные на публичных мероприятиях и встречах.
Nekā personīga сообщила, что на этой неделе (15 апреля) в рамках международного медиа-клуба «Формат А3» в Риге побывала член Общественной палаты РФ, гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив (ИНВИССИН) Вероника Крашенинникова.
Она работала в ООН в Женеве, 10 лет в Нью-Йорке – президентом Совета по экономическому партнерству СНГ и США, представителем Санкт-Петербурга и фонда «Русский Мир» в Америке.
По возвращении в Москву выступила автором т. н. закона об иностранных агентах. Возглавила Институт внешнеполитических исследований и инициатив, в издательстве «Кучково поле» выпускает серию книг об Америке. Выступила соавтором документальных фильмов «Большая игра», «Героиновый путь», «Оранжевые дети Третьего Рейха». Год назад указом президента Путина назначена членом Общественной палаты РФ. Автор диссертации «Российско-американский диалог как проблема политической культуры».
vesti.lv: — Вероника Юрьевна, в украинской ситуации нарисовался четырехугольник акторов: Киев, Восточная Украина, Запад и Москва. Ваш прогноз — что каждый из них постарается сделать в ближайшем будущем?
— Основной фактор, это все же народ Украины. На Востоке он восстал против людей, захвативших власть в результате вооруженного государственного переворота. Если посмотрим на состав сегодняшнего киевского правительства, то увидим там либо лица, на протяжении 20 лет очень плотно работавших с Западом — фондами, ведомствами, либо ультранационалистов, которые, как Дмитрий Ярош (на самом деле Д.Ярош не входит в правительство Украины, он кандидат в президенты с рейтингом около 1%ю - vesti.lv) те же 20 лет готовили «национальную революцию». Поэтому те, кто не считает Степана Бандеру своим героем, имеют право, согласно нормам демократии, не принимать такое правительство.
Что же до Запада, то он проводил свои интересы на Украине практически неограниченно, с помощью своих консультантов, которые сидели во всех правительствах и спецслужбах, действовало Агентство США по международному развитию. Как объявила в прошлом году помощник госсекретаря Виктория Нуланд, только по линии Государственного департамента было потрачено 5 миллиардов долларов. Плюс различные «частные» фонды, европейские правительства и организации.
Для России же украинский народ всегда был братским. Я была в Крыму, когда там решалось его будущее. Мне никогда не приходилось видеть таких чистых помыслов, столь ответственного отношения. В экспертном, политологическом сообществе все обсуждалось очень серьезно, безо всякой административной или материальной составляющей. Это был народный порыв, искренностью которого нельзя было не проникнуться. Крымчане приняли суверенное решение, а Россия в ситуации, когда 96% изъявило свое желание воссоединиться, не могла не принять его.
vesti.lv: — Дойдет ли на Востоке Украины до открытых вооруженных действий с участием российских войск?
— Ситуация развивается чрезвычайно быстро. Она острая и опасная. Использование киевскими властями войск против собственного населения будет аналогично действиям Михаила Саакашвили в 2008 году, когда он открыл огонь в Южной Осетии, которая была частью Грузии. Такие действия в центре Европы абсолютно недопустимы. Сейчас необходимо приложить все усилия, чтобы урезонить Киев, принудить к рациональной позиции.
vesti.lv: — Достаточно распространенным стал термин федерализации. Что он означает для Украины?
— Федеративные государства существуют давно и повсюду. Но монополия на применение силы всегда принадлежит центру. Такое решение для Украины не будет приемлемым, поскольку центр сможет использовать вооруженные силы, внутренние войска, спецслужбы, для подавления протестов на Востоке. Учитывая характер людей, стоящих сейчас в Киеве у власти, и то, какие действия уже предпринимали — вряд ли Восток согласится на такую федерализацию. Но положение меняется каждый день, приходится действовать из имеющихся вводных.
vesti.lv: — Но все-таки один тренд наметился — после Крыма Россия все более попадает в международную изоляцию.
— Изоляции — если даже судить по голосованию в Генеральной Ассамблее ООН — я не вижу. 92 государства не приняли точку зрения Соединенных Штатов, несмотря на то, что Вашингтон приложил массу усилий, чтобы перетянуть их на свою сторону. К сожалению, сейчас действия многих западных столиц нерациональны. На протяжении двух десятилетий они пытались втянуть Россию в разные международные институты, выработать механизмы взаимодействия, а сейчас их усилия за ночь отправляются в мусорную корзину. Россия никуда не исчезнет, все равно нужно будет иметь с ней дело. Сегодняшний кризис в исторических масштабах не настолько серьезен. Нужно обсуждать все сложные ситуации.
Важно общественное мнение на Западе. Если ознакомиться с мнениями читателей New York Times, Washington Post, то с однозначно критическую к России позицию редакции несогласна больше половины аудитории. Огромная машина пропаганды, оказывается, не всесильна — и есть большое число людей, которые не считают Россию врагом.
vesti.lv: — Были приложены громадные усилия к созданию образа России, за последний год прежде всего на Олимпиаде. Но информационный фон сейчас крайне негативен — и вот уже идет речь о создании контрпропагандистского канала, под условным названием «Голос Европы». Есть ли у такого проекта, по-вашему, перспективы?
— Я бы выступала за «Голос Латвии». Было бы целесообразным с точки зрения независимых государств, если бы они действовали в целях своих народов, а не пытались примкнуть к чьей-то стороне. Существует политическая, экономическая, географическая, наконец, реальность. Если страны являются соседями, если через порт Риги основной поток грузов идет в Россию — то этим гораздо лучше пользоваться, чем отрицать.
К сожалению, отдельные группы людей выбирают создание образа врага. Пугают себя, пугают других — но на этом далеко не уйдешь. Не построишь благополучное будущее. Поэтому для многих стран постсоветского пространства восстановление суверенитета должно было бы стать важной государственной задачей. Параноидальное поведение — не в интересах людей, не в интересах властей. Тем более, что в России нет таких намерений в отношении Балтийских государств.
vesti.lv: — Вы упомянули об альтернативных точках зрения в американских СМИ. Российские госканалы в Латвии критикуют и закрывают именно за их редакционную политику. А вы думаете, они объективны?
— К сожалению, мнение американских скептиков никак не влияет на позицию тамошних газет. В США не существует альтернативных СМИ. Даже частные медиа ведут линию правительства. Как говорил Генри Форд, что хорошо для Форда, то хорошо для Америки.
vesti.lv: — Или — машина может быть любого цвета, при условии, если она черная. Все должно быть в рамках мэйнстрима.
— А в России существуют резко оппозиционные СМИ: телеканал «Дождь», радио «Эхо Москвы», «Новая Газета», совместная с New York Times и Wall Street Journal газета «Ведомости», издающийся вместе со Spiegel журнал «Профиль». Многие в России даже жалуются, что медиа-пространство выражает антигосударственную точку зрения.
Были времена, когда каналы принадлежали олигархам, и они использовали их для борьбы между собой, а все население становилось заложником этой схватки. К счастью, эти времена прошли. Телевидение должно все-таки транслировать точку зрения большинства. А в России, согласно опросам, 95-96% людей поддерживает внешнюю политику. И 84% поддержали бы ее даже в случае, если бы это стоило серьезных санкций.
vesti.lv: — Вероника Юрьевна, вы десять лет проработали в Америке в экономических структурах России и СНГ. По вашей оценке, какова степень взаимопроникновения экономик США и РФ, и, соответственно, потенциального взаимного ущерба?
— У России значительно более масштабные экономические связи с Европой и Евросоюзом в частности, на что есть объективные причины — как чисто географические, так и то, что американская экономика глубоко политизирована. Вряд ли можно говорить о серьезном проникновении российского капитала в США, за исключением единичных случаев, подобных «ЛУКОЙЛ» (хотя, если мы сравним с американскими нефтяными мейджорами, это будет совсем небольшая доля), или покупки «Северсталью» пары активов.
Но примечателен тот факт, что американские бизнесмены ведут активную лоббистскую деятельность против санкций в России. Ибо невозможно разработать такие санкции, которые бы не ударили по американскому бизнесу, который имеет в России гораздо большую долю. Так что здесь заокеанские капиталисты играют очень разумную роль, совпадающую с благополучным развитием экономического сотрудничества!
vesti.lv: — Значительная часть российской корпоративной элиты имеет собственность на Западе. На ваш взгляд, адресные санкции могут повлечь за собой их оппозицию власти?
— Именно такую цель ставила администрация Соединенных Штатов, разрабатывая списки, где, кроме чиновников, были и крупные бизнесмены, активы которых замораживались. Но никакого видимого действия это не произвело. Банк «Россия», например, только перешел на рубль и приступил к активной работе в Крыму. Что ж, банк «Россия» не будет работать в США. Но для российских банкиров своя страна дает гораздо больше прибыли. Похоже, Вашингтон здесь просчитался.
vesti.lv: — Возможно же и воздействие в сфере высоких технологий. Предположим, по решению правительства США IT-компании прекращают поддержку программного обеспечения российских пользователей. Было же уже продемонстрировано это на примере платежных систем, «вентиль» от которых находится в Штатах.
— Что ж — по этому принципу, к сожалению, строилась и российская, и другие экономики. Разрабатывать национальную платежную систему надо было раньше. Теперь, когда жареный петух нас клюнул, процесс пошел. Суверенизация экономики для России полезна. Экономика должна быть достаточно стабильной, чтобы устоять при подобных атаках. Разработка собственного программного обеспечения должна, конечно, тоже проходить — сейчас над этим активно работает Китай. Построение сильных национальных отраслей — это путь, по которому нужно идти.
vesti.lv: — Не приведет ли это к автаркии?
— Ни в коем случае. Речь не идет о том, чтобы закрыться. Но необходимо думать о том, как прокормить собственное население, особенно при наличии таких громадных площадей сельскохозяйственной земли.
vesti.lv: — Латвия — сервисная экономика, развернутая к России процентов на 20%. Как вы думаете, взвешенную позицию первых лиц нашего государства в Москве оценили?
— Я думаю, такую позицию можно только приветствовать. В атмосфере общей истерии любые позитивные шаги добавляют стабильности, и, надеюсь, и в дальнейшем латвийское руководство поведет подобную политику. Финляндия находилась в аналогичном положении, но в ней постепенно возникла, скажем, Nokia. Так же и Латвия могла бы начать строить высокотехнологичные производства. Все еще можно восстановить — прежде всего в интересах латвийского государства, но и в интересах России. Чтобы Латвия была страной с самостоятельным экономическим мышлением.
Ваш комментарий