События

Роман Сенчин: "Патриотизм должен быть по отношению к стране, а не к власти"

Елена Юркявичене, "Экспресс - неделя" Источник (ссылка откроется в новом окне)

 Русскому человеку всегда душновато и скучновато жить, и это заставляет россиян искать перемен, но и "устаканенную" Европу последние события заставляют зашевелиться и задуматься, считает российский писатель и литературный критик Роман СЕНЧИН, недавно побывавший в Литве.

- Россия до 1990 г. была одной из самых читающих стран, а сегодня россияне читают книги?

- Какая-то часть населения читает, следит за новинками. Порой в Интернете можно найти глубокие и интересные отзывы о прочитанном, написанные спонтанно и явно лучше, чем пишут критики-профессионалы. То есть интеллектуальный, читающий слой населения в России есть, другой вопрос, насколько он широк? Сегодня много разных способов провести досуг: Интернет, 70 программ телевидения, компьютерные игры. А книга - это труд. Так что круг людей, проводящих досуг с книгой, по моему мнению, сужается.

- Существует конспирологическая теория о том, что общество сознательно "дебилизируется" с помощью плохого образования, духовного обнищания, когда насаждается культура "петросян-шоу"…

- Вряд ли речь идет о сознательной "дебилизации", но телевидение действительно убогое: либо фильмы про криминал, либо примитивные развлекательные шоу. Познавательных и одновременно интересных программ мало.

- И тем не менее последние киноработы ваших режиссеров, такие как "Левиафан", "Страна Оз" и даже талантливо сделанные фильмы "Pro любовь", "Дурак" как бы кричат о духовном обнищании российского общества. Насколько это отражает действительность, ведь в этих фильмах выведены архетипы, которые формируют преставление о России у жителей стран Запада?

- К сожалению, таких заторможенных, абсолютно неразвитых людей, как героиня фильма "!Страна Оз", сегодня много - правда жизни в этом фильме есть. Но есть и другие люди и немало других фильмов, где герои действительно сильные, волевые, порядочные, думающие. А те фильмы, о которых говорите вы, большинство людей не увидят. Да и авторское кино во всем мире поднимает аналогичные проблемы.

- Писатель в России всегда искал ответы на вопросы, поднимал темы, волнующие общество… Какова роль писателя в формировании мировоззрения людей сегодня?

- После 90-х годов, когда нас с одной стороны, накрыл шквал возвращенной литературы, до того времени запрещенной, а с другой - карнавал модернизма, авангардизма, читатель растерялся и перестал искать в литературе ответы на жизненно важные вопросы. Но постепенно влияние художественной литературы возвращается, художественное слово приобретает больший вес. Я тоже пытаюсь превратить проблемы современного общества в сюжеты своих романов, повестей, рассказов. Например, в повести "Чего вы хотите?" я попытался показать, как люди с помощью митингов протеста пытаются повлиять на ход истории. Был период, когда мы с женой увлеклись протестным движением, а наша 14-летняя дочь растерялась и смотрела на нас вопросительно. Вот как раз ее глазами я и пытался показать эту деятельность взрослых людей. Глазами девочки, которая пытается разобраться в происходящем. Повесть опубликовали, были бурные обсуждения, споры, а это значит, проблема волнует многих людей. Ведь тогда, после выборов в Госдуму в декабре 2011 г., на улицы вышли не только либералы, но и патриоты, и националисты, и коммунисты, уверенные в несправедливости результатов выборов. Это была разношерстная публика, пестрая масса разных сил, выразивших свой протест. Русскому человеку всегда как-то душновато и скучновато жить, и от этого мы постоянно находимся в движении. Это не "устаканенная" Европа, в которой я часто бываю. Хотя последние события заставляют и европейцев зашевелиться и задуматься. Недавно я побывал во Франции и увидел, что люди крепко задумались, как им жить дальше, что делать.

- Ваша последняя большая книга "Зона затопления" поднимает те же вопросы, что и Валентин Распутин в знаменитом "Прощании с Матерой"… Тема до сих пор актуальна?

- Тему для сюжета подсказала сама жизнь: когда строили Богучанскую ГЭС в моих родных местах, жителей сибирской деревни спешно переселили в город, но люди "зоны затопления" стали не то чтобы бунтовать, а роптать против глухого бюрократического аппарата. Я этим заинтересовался, постепенно вырисовался сюжет, появились герои. Это ведь не выдумка - со многими участниками этой истории я встречался, разговаривал. Россия, русская литература всегда были интересны миру этим своим мятущимся русским началом, когда-то гениально показанным Достоевским.

- Насколько свободен журналист, писатель в России?

- По-моему, у нас все вольны высказывать свое мнение. Правда, бывают случаи, заставляющие ужаснуться. На себе я несвободы не чувствую - мою книгу "Зона затопления", направленную против подавления простых людей властью чиновников, издали без единой цензурной купюры, да еще и дали премию "Большая книга", чему я был очень удивлен. Вижу, что и другие литераторы свободно выражают свое мнение. Демократия - это ведь не абсолютная свобода, перекосы могут быть в разные стороны: "Вот народ Афин устал от свободных речей Сократа и заставил его выпить яд"). То есть понятие демократии относительно. Большинство современных авторов в России пишут летопись происходящего: они показывают разных героев, типажей в разных жизненных ситуациях, и картина в литературе складывается если не беспросветная, то мрачноватая. Да и русская литература становится все более камерной. Не до такой степени, как в Германии или Швейцарии, но эта камерность сдавливает литературное произведение: есть герой, через восприятие которого показывается настоящее.

- Сегодня в европейских СМИ все чаще говорят о страдающей от голода России, которую задушили санкции…

- Никто у нас не голодает из-за санкций. Многие простые люди санкций и не почувствовали, а богатые их благополучно обходят. Так что санкции пока на основную массу людей не действуют. К тому же большинство населения очень хорошо помнит времена Ельцина, 90-е годы, ведь ситуация с 1993 по 1998 годы была критической для простых людей. И сейчас у них жизнь намного лучше, уверенности в будущем больше.

- Страны Балтии после Крыма готовятся отражать агрессию России, которая "собирается их захватить". Об этом известно в России?

- Россия не собирается воевать с Прибалтикой и тем более захватывать ее. И президент России - умный человек, и люди все понимают, что исторически Прибалтика никогда органично, духовно с Россией не была, поэтому и сравнивать ее с Крымом не стоит. По-моему, эти страсти по поводу желания России оттяпать Прибалтику нужны некоторым представителям европейской элиты для создания образа врага, как геополитические поводы.

- Литва составила список деятелей культуры России, которым запрещен въезд в страну. Вместе с тем, в России в самых известных театрах работают главными режиссерами литовцы - Туминас, Карбаускас, Коршуновас и т.д. Многие литовские артисты снимаются в российских фильмах, что дает им возможность получить признание огромной российской аудитории, которая всегда искренне любила литовцев. Как вы думаете, можно ли как-то разрешить это противоречие?

- Охота на ведьм - это всегда плохо для страны. С ближайшими соседями надо вести культурный диалог. Но и России тут нужно работать, нужно возвращать в бывших странах СССР свой культурный авторитет, который она теряет: про нее забывают, ее не знают. Вот я был на Кубе, в Египте, и меня люди спрашивали: куда вы пропали на 20 лет - мы вас 20 лет не видели?! В Молдавии молодежь знает русский язык только благодаря кинофильмам, а писать по-русски уже не умеет. Многие европейцы, наоборот, знают русский язык по книгам. Они говорят, что читают по-русски, но говорят плохо. И это не какие-то лингвисты, слависты, а простые итальянцы, французы, немцы.

- Сегодня политологи заговорили о мусульманизации Европы. А Россия ведь многонациональная страна, как она справляется с этим?

- После распада СССР многие русские оказались пасынками в своей стране. Я родился в Туве, и когда в начале 90-х годов стали бушевать межнациональные конфликты, я тоже стал заниматься темой межнациональных отношений. Тема субтильная и мне в своих произведениях не хочется сбиваться на публицистику, ведь были и пожары, и жертвы. Из многих регионов России выдавливают русских - меня это волнует и об этом я хочу написать, проследив на примере Тувы механизмы этих процессов, когда регионы с русской культурой превращаются в сугубо национальные автономии. У Дениса Гуцко есть повесть "Без пути-следа" о том, как русский парень, вынужденный уехать из Грузии, из Тбилиси, пытается устроиться в Ростове-на-Дону, через что ему пришлось пройти и что пережить. И в России были эти потоки беженцев из автономных республик - я один из тех, кто был вынужден в 90-е годы уехать из Тувы. Так что Россия с проблемой межнациональных отношений уже сталкивалась. Но в нашей стране к беженцам из Сирии относятся с сочувствием: то, что произошло в Сирии, - это драма для большинства россиян. Это обсуждается, встречает сопереживание, потому что люди понимают, что ИГИЛ в любой момент может прийти на Кавказ и даже в центр России.

- Предсказатели и пророки из разных стран мира предрекли России роль страны, откуда пойдет возрождение христианских ценностей, духовности. Есть ли какие-либо признаки таких процессов?

- Когда вера в социализм рухнула, к людям вернулась вера в Бога, в абсолютного духовного учителя независимо от вероисповедания: в Христа, Аллаха, Будду и т.д. Именно вера помогает человечеству держать себя в определенных рамках, ограничениях. Духовные ценности в России сохраняются, и молодежь в основной своей массе ориентирована на позитив. Сейчас меньше скептицизма, и нравы стали мягче, чем в 90-е. Но такого бурного развития во всех отраслях жизни, начиная с экономики и заканчивая кинематографом и литературой, как в шестидесятых, такого всплеска духовности и позитива пока, к сожалению, не произошло. Нужно, чтобы большинство людей подключилось к какой-то общей задаче, общему делу: именно это вернет им веру в себя и в страну. Бывая у родителей в деревне, еще 5 лет назад я видел, что люди ничего не хотят. А в последние 2 года они пытаются возрождать фермерство, земледелие, но им пока не хватает уверенности, что завтра это все не захлопнется, не подорожают корма. Им нужны гарантии.

- За годы капитализма в России дух потребительства убил российскую соборность, сменив ее на индивидуализм?

- В России всегда было и то, и другое. Но надежность в отношениях, ценность дружбы сохраняются у большинства людей. И если в 90-е большинство людей были уверены, что выжить можно, только конкурируя с другими, что человек человеку волк и надо выхватывать свой кусок из чужой глотки, то сегодня этого гораздо меньше. Русский народ за его историю не раз обманывали, еще со времен Ивана Грозного. Страх обмана сохранился на генетическом уровне, и многие с подозрением и опаской воспринимают новые веяния. Но здоровый патриотизм никуда не уходил, и многие писатели потеряли своего читателя из-за того, что они стали людьми мира, равнодушно или с чрезмерной, напоминающей проклятия критикой относящимися к тому, что происходит с их страной. Патриотизм должен относиться к стране, а не к власти.

Елена ЮРКЯВИЧЕНЕ

Из досье "ЭН"

Роман Сенчин - автор романов "Минус", "Нубук", "Информация", сборников рассказов "Иджим", "День без числа", "Абсолютное соло" и др. Его роман "Елтышевы" в 2009 г. вошел в шорт-листы главных литературных премий России "Большая книга", "Русский Букер", "Ясная Поляна", "Национальный бестселлер" и стал одним из самых обсуждаемых произведений в литературной прессе. В 2011 г. он вошел в шорт-лист премии "Русский Букер десятилетия". В прошлом году его роман "Зона затопления" стал лауреатом национальной литературной премии "Большая книга". Произведения Р.Сенчина переведены на многие европейские языки.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Роман Сенчин

25 февраля в Риге по приглашению гуманитарного проекта «Культурная линия» в рамках цикла «Литературные встречи» побывал писатель Роман Сенчин. Перед встречей с читателями он…… →

Фото
Видео
Статьи