События

Михаил ДЕГТЯРЬ: "Журналисты, на мой взгляд, - это профессиональные дилетанты"

Марина Гусарова, "Крымское время".

«Я вернулся в свой город, знакомый до слез…» - наверное, это и про него - Михаила Дегтяря, покинувшего Симферополь еще в конце восьмидесятых молодым репортером, полным надежд и творческих планов. Однако сказать, что Михаил Борисович с тех пор и глаз не казал в южную столицу, было бы преувеличением. Напротив - известный телерепортер и режиссер-документалист был достаточно частым гостем на ставших уже традиционными ежегодных телекинофорумах.

Однако этот визит все же отличался от предыдущих. Пригласивший Дегтяря в Симферополь Международный медиа-клуб «Формат А-3» задумал превратить традиционную встречу с журналистами в мастер-класс на тему «Репортер - ремесло или призвание?», пригласив в конференц-зал гостиницы «Москва» и будущих «акул пера». Что из этого вышло – читайте ниже.

«Все это телевидение»

«Меня раздражают бесконечные трупы, кровь и секс на экране. «Все это телевидение» сделано, чтобы напомнить: журналистика бывает честной и открывающей новые миры» - так говорит Михаил Дегтярь о своем фильме «Все это
телевидение», в котором «в лицах» рассказал историю советского, а потом – и российского телевидения.

Именно просмотр этой ленты стал прелюдией к самой встрече. Коротко – блицем – о сюжете.

Конец 50-х- начало 60-х. Хрущевская оттепель, фестиваль молодежи и студентов – и телевизионщики, буквально ошалевшие от доселе невиданной свободы. КВН, «Голубой огонек», появление телеочерков, работа взахлеб, в спорах до хрипоты…

Брежневский застой. «Кабачок 12 стульев», программа «Время», жесткая цензура, жаркие «партийно-правительственные» поцелуи и объятья, бесконечные трансляции съездов КПСС…

Горбачев. Возрождение КВН, «Взгляд», «До и после и полуночи», «600 секунд». Новые имена – Листьев, Любимов, Политковский, Захаров, Невзоров. События в Вильнюсе и Тбилиси. ГКЧП и «Лебединое озеро». Ельцин на танке, защита Белого дома.

90-е. Приход на телевидение больших денег. Нашествие рекламы: «МММ» с подзабытыми сегодня Леней Голубковым и Мариной Сергеевной, «Русский дом селенга» и иже с ними. Появление первых частных телеканалов и целого сонма развлекательных телепрограмм. Криминальные хроники, чеченская война. И как гром с ясного неба – убийство Владислава Листьева. Засилье рекламы, откровенный пиар и прущий из всех щелей официоз - это тоже
телевидение. Сегодняшнее. Где все меньше становится места острым репортажам, откровенному обмену мнениями – тому, что и делает прессу «четвертой властью».

- Телевидение, наверное, один из самых мощных инструментов давления на человека, - подвел итог просмотра автор картины. – Все это понимают – и власть в том числе. Поэтому и боится, если на телевидении говорят не так, как ей нужно. Сегодня мы вынуждены признать: абсолютной независимости не бывает даже при самой демократичной власти: или вы зависимы от власти, или от денег, или от того и другого… Сегодня «привести телевидение к присяге» очень просто – щелкнул пальцами – и все.

«Крымское телевидение отстало от российского лет на сорок пять»

Спрашивали Михаила Дегтяря и об уровне развития украинского и крымского телевидения.
- Из всех стран СНГ ближе всего к российскому именно украинское телевидение, - считает собеседник. – Хотя и отстает от него лет на десять. А вот крымское – уже лет на сорок пять. Но не стоит отчаиваться – вы бы видели телевидение Азербайджана! Да вы даже представить себе такого не можете! Сравнить это можно разве что с узбекским телевидением…

- Возможно ли сделать КрымТВ более современным, интересным?

- Все возможно – но нужно стремиться, учиться, набирать новых людей на конкурсной основе: хочешь работать – удиви, покажи, на что способен! И не оправдывайся – мол, что с провинции возьмешь? Вы бы видели уровень сибирских телеканалов – это что-то запредельное!

- Вернемся к вашему фильму. Первоначально он назывался «Три глотка свободы». Какой из этих периодов ближе лично вам?

- Когда пьешь водку, наиболее приятен первый глоток. Так и здесь – самым ярким периодом в развитии Российского телевидения считаю 60-е – у меня определенная ностальгия по тем годам творчества и детской веры в то, что телевидение может изменить жизнь страны к лучшему.

Коснулся разговор и всемирной паутины – может ли интернет стать достойной альтернативой уже «застойному» телевидению?

- Да, Интернет уже составил серьезную конкуренцию телевидению, - согласился Михаил Борисович. – Более того – большинство молодых людей сегодня телевизор вообще не смотрят. Но ведь и Интернет можно сделать «ручным», а то и попросту закрыть – в Китае это, кстати, уже делают.

«Главное качество репортера – детский интерес к жизни»

Но основным, как и ожидалось, стал разговор на заявленную тему. Итак, что такое профессия репортера – ремесло или призвание?

- Конечно, репортер не может быть лишь ремесленником – хотя сбрасывать со счетов профессиональные навыки я все же не стал бы, - заметил Дегтярь. – На мой взгляд, врожденным качеством репортера является неуемный, детский интерес к жизни, порой даже переходящий границы. Это первое. Второе – умение рассказывать истории. Научить этому невозможно, это врожденное – как и способность мастерски травить анекдоты. К тому же репортер – профессия синтетическая: мало уметь хорошо говорить и хорошо писать, приходится осваивать и «смежные профессии» -сценариста, режиссера, оператора, актера… Но главное – нужно стараться «говорить своим голосом», не под кого не подстраиваясь и не подделываясь. И постоянно учиться, совершенствоваться – без этого ничего не
получится.

- Кого из российских телерепортеров вы считаете настоящими профессионалами?

- Пожалуй, Кирилла Мамонтова и Алексея Денисова. На НТВ были неплохие ребята. А вообще журналисты, на мой взгляд, это профессиональные дилетанты. К примеру, я каждую неделю делаю новую программу и за один-два дня должен проникнуться, «заболеть» темой так, чтобы заинтересовать даже профессионалов в этом вопросе. Это очень нелегкая задача, если вам это удалось, вы - настоящий репортер!

«А молодым пока слабо…»

Как я уже говорила вначале, на встречу, призванную стать своеобразным мастер-классом, пришло немало будущих журналистов – студентов профильных вузов. Увы, вопросы, которые силилось задавать мэтру младое племя, гостя, мягко говоря, не впечатлили. Да и в ответе Михаила Дегтяря на вопрос «Что вы можете сказать о молодом поколении журналистов?» сквозил явный оттенок скепсиса:

- Показать класс им еще слабо! Я сам преподаю журналистику в РГГУ и пока, увы, не вижу у молодых особых достижений, кроме желания копировать старшее поколение. Плюсы у них, тем не менее, есть – это, наверное, бесстрашие, отсутствие генетической «памяти страха» – они уже не росли при КГБ. Порой попадаются ребята интересные, ищущие, которые начинают работать, еще будучи студентами. Но я преподаватель строгий и поблажек не делаю никому! Есть способности и желание – успевай и там, и здесь!

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Михаил ДЕГТЯРЬ

Гость клуба — репортёр, режиссёр документального кино, четырёхкратный лауреат премии ТЭФФИ Михаил Дегтярь. Встреча в Симферополе была задумана как мастер-класс, полезный телевизионным…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи