События

Что следует делать Латвии, чтобы выжить?

Людмила Вевере, газета «Суббота» Источник (ссылка откроется в новом окне)

Такой вопрос «Суббота» задала латвийскими экспертам, присутствовавшим на встрече с экономистом Михаилом Хазиным

«Невозможно мыслить одним днем»

Госконтролер Ингуна Судраба считает, что у Латвии пока нет четкого представления о том, куда двигаться дальше:
— Правительство до сих пор мыслит одним днем. Ситуация в Латвии не улучшится, если не будет долгосрочного плана того, какую политику следует осуществлять и что надо для этого следует конкретно сделать.

Считаю, что разговор о выходе из кризиса надо начинать не с того, что у кого отнять, а с того, что, кто и как должен делать для стабилизации экономики, что нужно делать иначе.

Убеждена: чтобы государство гармонично развивалось, общественные ценности должны быть главными. Поэтому сама все время размышляю: как нам найти этот ключ — где эти рынки, которые нам нужны и чем мы могли бы быть уникальны, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей наших товаров?

Понятно и то, что у нас нет другого выхода, кроме как активно развиваться на внешний рынок. Внутренний очень маленький, но мы должны все время думать о том, как поддержать свое население.

«С этим правительством мы не выйдем из кризиса»

Так считает председатель Конфедерации малых и средних предприятий Виктор Лелис:
— Для начала нужно ответить себе на простой вопрос: как мы оказались в той ситуации, в которой мы оказались?

Свалить все на то, что нас уничтожил международный мировой кризис, — это замазывание проблемы, а не констатация истины. Мы в кризисе оказались по совершенно другим причинам! Конечно, мировой кризис усугубил эти наши проблемы, но они наши собственные, мы сами их породили, эти проблемы.

Но мы не стали четко называть допущенные ошибки и фамилии ответственных людей, хотя за каждым неправильным решением стоят конкретные персоны. Но вокруг заговор молчания. Значит, мы не прошли путь осознания своих ошибок.

Если мы не поняли, каким образом зашли в тупик, то как, скажите, мы можем выйти из него? Пока не будет ответа на эти вопросы, не будет и света в конце тоннеля.

Мое мнение: с существующим правительством из кризиса мы не выйдем никогда. К глубокому сожалению, руководство страны не думает о том, где деньги зарабатываются, — оно думает лишь о том, где деньги отнять, поделить, сэкономить... Из серии «нам бы день простоять да ночь продержаться».

На сегодняшний день правительство спокойно может повышать любые налоги. Уже никто не испугается. Сегодня задача одна — выжить. Соответственно, если у меня отняли в этом месте — значит, моя задача сэкономить в другом месте за счет государства. И многие вынужденно идут сейчас этим путем.

Поэтому мы находимся в замкнутом круге или, я даже сказал бы, в спирали, которая идет вниз.

Скромнее жить придется всем!

Известный публицист, экономист и политолог Юрис Пайдерс считает, что Латвии придется выработать иную модель потребления. Жить в долг и тратить больше, чем зарабатываем, становится уже просто невозможным делом.
— Во времена атмоды наше общество объединила одна идея — независимости от СССР. Потом была следующая цель — вступление в НАТО и ЕС. Вступили. Теперь осталась одна политическая задача — достичь европейского уровня благосостояния и потребления, фактически любой ценой. В жирные годы казалось, что мы уверенно идем к благополучию как цели... Теперь Латвия опять вернулась в болото. Наваждение ушло. Золотой дым рассеялся.

Стало ясно, что лозунги рыночной экономики оказались ложными. Теперь те же самые лидеры, которые уничтожили латвийскую промышленность и экспортный потенциал, заявляют, что Латвию спасут только производство и экспорт. Поступила команда возобновить уничтоженное производство... Однако фоном для этого лозунга становятся новости о неплатежеспособности или остановке работы предприятий и компаний.

Теперь все заботятся о введении евро: опять латвийская политическая власть объявляет целью средство. Но дело в том, что введение евро не является и не может быть национальной целью. Целью не может быть и стремительный рост экономики. Введем евро, когда будем к этому готовы.

Мой друг детства, который понял, что путешествовать за границу в ближайшие годы не сможет из-за нехватки денег, внезапно переменился. Он возобновил занятия брошенным в жирные годы спортивным ориентированием, начал петь в хоре и вместо отпуска в Альпах навещает родственников в Латгалии и кладбище, где похоронены несколько поколений предков.

Остается надеяться, что лидеры Латвии тоже откажутся от альпийских курортов. Хватит патриотическими лозунгами прикрывать разграбление страны. Если нет смысла чрезмерно стимулировать экономику, то и не надо. Надо сконцентрировать свои ресурсы на целях, которые помогут будущим поколениям достигнуть уровня ЕС, не блефуя и не воруя.

Направим деньги на культуру, искусство, образование и прикладную науку. Стимулируем экономику разумными проектами, связанными с энергетикой, окружающей средой и инфраструктурой.

Надо честно признать, что цель достигнуть европейского уровня благосостояния нереальна и теперь надо направлять народную энергию в области, которые ранее оставались на обочине, пока мы в жирные годы гнались за легкими деньгами.

И главное — нам придется, хотим мы этого или не хотим, выработать иную модель потребления. Просто невозможно бесконечно жить и развиваться за счет роста государственного долга. Это тупик.

Кстати, наша планета вообще-то ограничена в размерах — невозможно высосать из нее больше, чем в принципе возможно. Наши безработные пока еще как-то выживают за счет того, что уезжают в другие страны, где пока возможно заработать на кусок хлеба и порой даже с маслом... А куда ринется население того же Китая, если что? Куда поедет Европа? К каким райским берегам? На Луну полетит?

Выход для Латвии, да, и в принципе, для мира, в том, чтобы найти иную — более разумную и, если хотите, скромную модель потребления.

И это счастье, что мы в этом смысле не растеряли наш огромный и в данной ситуации просто бесценный опыт. Еще не ушло старшее поколение, рожавшее детей во время войн и жившее в советское время с иной планкой потребления. Они знают, как выживать в более сложных, стесненных экономических обстоятельствах, как не брать кредит ради новой машины и даже телевизора.

Смотрите, как только закончились жирные годы, многие жители городов (да и деревень) вспомнили, что у них, оказывается, есть огороды, и принялись выращивать картошку, овощи и фрукты. Женщины вновь дружно стали шить, вязать, готовить. Мужчины делают ремонт в своих квартирах собственными руками. И так далее...

У французов, кстати, тоже еще жив опыт более экономного прошлого — например, в Париже после Второй мировой войны очень долго (чуть ли не до последнего времени) действовали особые нормативы на строительство: в каждой квартире или ином помещении априори закладывалась возможность сложить печку!

Англичане, думаю, тоже еще помнят, как буквально каждая клумба Лондона во время войны была перекопана и превращена в овощную грядку...

А вот американцам перестраиваться на иной режим потребления будет чертовски сложно: они так не привыкли. Мир ОГОЛТЕЛОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ затягивает как болото. Общество, воспитанное на потреблении, не понимает, как вообще можно нормально и вполне счастливо жить без сума- сшедших кредитов и покупки все нового и нового барахла: домов, машин, катеров, яхт...

Несомненно, Латвии в ближайшие годы придется туго. Однако не все так мрачно и смертельно: у нас все-таки есть шанс на спасение, который состоит в том, чтобы эластично, без слишком жестких реформ всем перейти к иной мере потребления. Со всеми вытекающими.

Нужно приложить мозги, а не отчеты!

В этом убежден почетный председатель Конфедерации малых и средних предприятий Латвии Эрик Розенцвейг:

— Самое первое и важное — в правительстве нашей страны должны наконец появиться люди по крайней мере со здравым мышлением и желательно с соответствующим образованием.

А то на бумаге образование у наших власть имущих вроде как есть, а на деле этого фактора и незаметно совсем.
Во-вторых, как сегодня сказал Михаил Хазин, следует сохранить и по возможности увеличивать потребительский спрос! Если этого нет — все остальное, простите, тонет...

А что такое внутренний спрос? Это реальные потребности человека. Сумма людей — это и есть социум или общество. Что мы имеем на сегодня и что государство может нам предложить сегодня и завтра — это и есть основа для развития потребительского спроса.

Основа экономики — оплаченный спрос. Пока его нет, нечего надеяться на предложение. Когда появляется предложение, они приводят друг друга в баланс. А если, как теперь, все зажимается, угнетается, людей выбрасывают на улицу, падает спрос. И углубляется кризис.

Хотя... мы уже угробили все что можно в государстве, восстанавливать предприятия оказалось сложнее, чем закрывать. Должны быть наконец четко определены приоритеты экономики!

Все программы по использованию евроденег должны быть подогнаны под обеспечение антикризисных программ. А чтобы остановить рост безработицы, нужно внедрять общественно необходимые проекты. Их может назвать любой грамотный специалист: например, ремонт автодорог и многое другое. 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Михаил ХАЗИН

22 апреля в Риге прошло первое заседание клуба «Формат А-3», гостем которого стал известный российский экономист Михаил Хазин. До этого латвийские журналисты становились участниками…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи