События

Юрий Поляков: «Сегодня необходимо защищать принципы настоящей журналистики»

Юлия Лыкова, «С места происшествия».

Симферополь посетил автор знаменитых книг «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» Юрий Поляков. В свое время его произведения вызвали общесоюзную дискуссию и, по утверждениям некоторых, в определенной степени явились предшественниками еще не начавшейся перестройки. По приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3» известный писатель и журналист ответил на множество вопросов крымчан о прозе, поэзии, журналистике, а в конце встречи подписал всем желающим книги.

Журналистика бывает разной

— Советская журналистика, возможно, была не такая свободная, как сейчас, из-за идеологии, определенных жестких требований, но у нее имелось другое достоинство — она была более бескорыстная. И большинство журналистов — это были люди, которые за весьма скромные зарплаты служили идее, как они ее понимали. Кто следовал патриотической идее, кто либеральной. Да, нельзя было ругать правящую партию, но правду о том, что происходит, никто не мешал говорить, — рассказывает Юрий Михайлович. — Другое дело, что эту правду было не всегда легко сказать. Мои первые повести не печатались и по пять лет, и по семь лет, но зато, когда, наконец, убедив начальство, они выходили — это был мгновенный результат. Так, если в газете печаталась статья о злоупотреблениях на заводе, то директора снимали с должности, если не сажали. Если это была статья о недостатках в отрасли, то министру, по меньшей мере, объявляли о неполном служебном соответствии. Слово журналиста имело вес. Сейчас мы живем в абсолютно материалистическом обществе, и сегодня можно написать хоть десять статей, но если не дана команда руководства разбираться с человеком, то на них никто не обратит внимание. Сегодня журналистам гораздо тяжелее, и люди, идущие в эту профессию, подвергаются очень серьезному соблазну. Нет единой государственной цензуры, но есть мощнейшая корпоративная цензура. И если ты раньше мог убедить какого-то человека в ЦК партии, что печатать статью необходимо, то убедить в том же руководителя корпорации, если он считает, что это вредит его экономическим интересам, — невозможно. Сегодня люди, которые идут в журналистику, делают это по двум причинам: заработать, и есть небольшая группа идейных журналистов, которые пишут, чтобы отстоять свои взгляды (но тут надо искать близкое такому человеку издание). Как правило, приходишь, к примеру, в газету, тебя тут же начинают строить, и твое мнение никого не интересует. Причем не интересует в гораздо большей степени, чем оно не интересовало при советской власти. Это парадокс, что в так называемом тоталитарном государстве по своим интересам журналист был свободнее. Поэтому в том издании, где человек работает, он должен стараться защищать принципы настоящей журналистики.
Поляков не без иронии заметил, что сейчас большинство главных редакторов — это, прежде всего, менеджеры, которые для начала делают в своем кабинете европейский ремонт и задаются вопросом: «А нельзя ли в кабинет провести снизу лифт?». Дальше они увольняют всех сотрудников, которые работали с другими редакторами, набирают своих родственников, знакомых. Так в свое время исчезла замечательная газета «Труд».
Как известно, средства массовой информации всегда определенным образом влияют на общество. «Литературная газета», которой с 2001 года руководит Юрий Поляков, всегда была интеллектуальным инструментом.
— Когда Симонова назначали главным редактором, ему Сталин сказал, что «Литературная газета» в стране будет как оппозиция. «Вы будете печатать такие материалы, которые в «Правде» не могут выйти. Мы вас за это будем ругать и бить, но не до смерти», - сказал Иосиф Виссарионович, так оно и повелось, — говорит Юрий Поляков. — Мы печатаем в газете новый взгляд об исторических, социальных событиях. Нас прочитали, скажем, сто тысяч учителей, журналистов, преподавателей, и они используют эту информацию для своей деятельности. В результате мы получаем тираж гораздо больший — вбрасываем идеи, которые потом серьезно укореняются в мозгах. Вот наш принцип. Сейчас анализ происходящего в стране стал элементарным, нет того, что было в советских очерках, когда, прочитав, скажем, статью о проблеме в отрасли, читатель заодно получал и целое представление об истории вопроса, о выходах решения проблемы. Это было серьезное исследование.

Последний советский классик

— Когда не печатали мои повести, Сергей Владимирович Михалков сказал «большому» начальству: «Вы не обижайте Полякова, он последний советский классик». Это была, конечно, шутка, но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Я, в отличие от многих моих собратьев по перу, не отрекался от советской части своей жизни, и к своему прошлому, к советской эпохе отношусь с большой теплотой. Я понимаю все ее мрачные стороны, но считаю, что советскую эпоху судить не нам. Вот уже наши отдаленные потомки, когда будут жить в стране, где все будет замечательно и прекрасно, пусть они дают оценку и прошедшему, и нынешнему периоду. А нам, я считаю, не пришло еще время оценивать объективно, – говорит писатель.
Много интересного рассказал Юрий Михайлович о взаимоотношениях прозы и поэзии. Писатель убежден, что будущему прозаику нужно обязательно побыть поэтом.
— Поэзия — это восприятие слова на сакральном уровне. Это понимание того, что иногда промежуток между словами значит больше, чем сами слова. Это ощущение «семантической радуги». Человек, который был поэтом, он пишет прозу словами, а человек, который не был, — предложениями, в лучшем случае, а обычно абзацами, а то и целыми главами. И если мы возьмем литературу, то станет ясно, что почти любой прозаик (хороший стилист) обязательно прошел через поэзию. Причем некоторые были достаточно известными поэтами, как тот же Алексей Николаевич Толстой, — отмечает Поляков. — Поэзия сейчас есть очень хорошая, интересная и глубокая, но, к сожалению, ее полностью затмил, так называемый, концептуализм. Это ироническая поэзия, которая хихикала непонятно над чем 20 лет. Особенность этих людей, которые рассказывают, что их при советской власти не пускали в печать и страшно терроризировали, теперь стали стеной и не пропускают никого. «Литературная газета» — это одно из немногих изданий, где можно прочитать нормальные стихи, скажем, продолжающие традиции Рубцова.

Советы молодым писателям

Молодому писателю Юрий Поляков советует: прежде чем предлагать свои книги издательствам и строить литературную карьеру, — научиться писать.
— Мы сейчас получили целое поколение писателей, лауреатов букеровских премий, которые элементарно не владеют ремеслом. Причем это фантастика. Ясно же, что человек, не знающий нотной грамоты, вряд ли будет выступать в опере. Писательство — это тоже профессия. Я не говорю сейчас о таланте, но есть определенное ремесло, набор приемов, которыми надо овладеть. А люди даже не пытаются этого сделать, они сразу становятся писателями. Сейчас у меня даже есть афоризм: «Если тебе попался верлибр, не спеши объявлять автора новатором, вполне возможно, он просто еще не научился рифмовать». И вот таких верлибристов поневоле у нас пол-литературы сейчас.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Юрий ПОЛЯКОВ

8 сентября по приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» в Крыму побывал знаменитый русский писатель, автор книг «Сто дней до приказа», «Козленок в…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи