События

21.10.2021, Для всех

Николай Лебедев

Фото

21 октября в рамках проекта «Культурная линия» и при содействии международного медиаклуба «Формат А-3» гостем онлайн-встречи на радио Baltkom стал российский режиссер, сценарист, дважды лауреат Госпремии России, академик Европейской киноакадемии, создатель лучшего современного фильма о войне «Звезда» и культовых блокбастеров «Легенда №17» и «Экипаж» Николай Лебедев.

Буквально на днях режиссер закончил съемки международного масштабного проекта «Нюрнберг» - о событиях 1945-46 годов по подготовке и проведению Нюрнбергского процесса. Эта картина и послужила информационным поводом для беседы с режиссером на тему «История в кино. Кино в истории». Учитывая, что в октябре этого года отмечается 77-я годовщина освобождения Риги и Прибалтики от немецко-фашистских захватчиков, а на официальном уровне в современной Латвии об этих праздничных событиях сегодня предпочитают в лучшем случае отмалчиваться, тема исторической памяти оказалась чрезвычайно актуальной и вызвала очень большой интерес у многотысячной радио-аудитории.

«Моей задачей было сделать картину человеческую, драматическую, эмоциональную. Чтобы она вызывала у зрителя очень сильную эмоцию и раздумья о том, как история отражается в сегодняшнем дне», - сказал режиссёр.

Работая над фильмом, Лебедев изучил огромное количество документов, воспоминаний и книг на тему Нюрнбергского процесса. Основу сценария составила книга юриста и историка Алексея Звягинцева «На веки вечные».

Тема Нюрнбергского процесса возникла у режиссера сразу после съемок «Экипажа», когда он искал материал для новой картины. И не давала покоя. Не с точки зрения политической составляющей, а с точки зрения общечеловеческой. «Уж больно жесткое было время и очень похожее, как мне кажется, на наше нынешнее. Человечество было в стадии после катастрофы. Когда людям было очень трудно понять, куда двигаться дальше. Все, что можно было - сломалось, а самое главное, были уничтожены и разрушены основные человеческие ценности, мораль, нравственность и сама цена человеческой жизни. Вот это состояние человека после катастрофы и вопросы, как выживать, как двигаться дальше и как не сломаться самому – меня это очень волнует, как оказалось. И об этом история фильма».

Несколько лет назад на встрече в рамках проекта «Формат А3» со зрителями в Риге Николай Лебедев сказал, что фильм «Звезда» - это реквием по его семье. В эфире на латвийском радио режиссер также признался, что картину «Нюрнберг» он посвятил своим родителям и дал их имена главным героям. В основе сюжетной линии фильма лежит история, произошедшая с отцом режиссера, который во время Великой Отечественной войны был еще ребенком, а потом всю жизнь искал могилы своих близких, и в первую очередь, своего 19-летнего брата, который погиб под Веной. Эта история и послужила завязкой действия в фильме.

В международном проекте «Нюрнберг» Лебедев объединил на съемочной площадке актеров из самых разных стран – России, Германии, Чехии, Великобритании, Дании, США. Отвечая на вопрос, как они все находили общий язык друг с другом, режиссера захватили эмоции: «Замечательно! Это все придумки людей, которые нас стремятся разъединить – мол, мы все такие разные, мы все плохо слышим друг друга, мы не понимаем друг друга. Какая ерунда! Я, допустим, уже 20 лет работаю с оператором Иреком Хартовичем, он снимает все мои картины. Он поляк, который уже с начала 80-х живет и работает в Голливуде. У него польская школа и ментальность и американская выучка. И мы замечательно находим общий язык всегда! Я много работал по всему миру – во Франции, Германии, Чехии, Швеции, Великобритании, Штатах. И я знаю, что люди, когда хотят найти общий язык, они его всегда находят. И эта картина меня еще раз утвердила в этом мнении. Общее дело, во-первых, соединяет, а, во-вторых, дает возможность одинаково смотреть на жизнь. Все хотят, чтобы все было хорошо, и чтобы эта история не повторилась».

Режиссер рассказал, что большинство иностранных актеров утверждал на роли по Интернету и со многими в итоге встретился в первый раз уже на съемочной площадке: «Поскольку в Нюрнберге собрались представители разных национальностей, мы снимали картину многоязыкую и многонациональную. Времена, когда прибалтийские актеры (хорошие актеры!) играли в советских фильмах представителей Запада, увы, прошли. Чтобы не было никакой условности происходящего и все было максимально убедительно, нам нужно было, чтобы немцы играли немцев, а англичане – англичан. И получилось сложить команду, в которой чувство партнерства между актерами было очень сильным. Учитывая, повторюсь, что это были люди из разных стран и говорящие на разных языках, подобный факт внушает большую надежду на будущее нашего мира в целом».

Интересно, что в проекте «Нюрнберг» впервые вместе встретились на съемочной площадке сильнейшие российские актеры Евгений Миронов и Сергей Безруков - воспитанники одной школы (Школы-Студии МХАТ) и одного мастера (Олега Павловича Табакова). Режиссер рассказал, что никакого кастинга на роли для них, конечно, не проводил и что очень тронут человеческим и профессиональным доверием обоих актеров, которые дали свое согласие на съемки даже прежде, чем прочитали сценарий.

Режиссеру был задан вопрос о том, ожидает ли он, что его фильм будет показан в европейских странах, где сегодня активно пересматриваются итоги Второй мировой войны и история отражается как в кривом зеркале. В частности, например, концлагерь Саласпилс, который был на территории Латвии, сегодня называют просто исправительно-трудовым, а людей, которые освобождали узников из этого концлагеря, сегодня считают уже не освободителями, а оккупантами. Режиссер подчеркнул, что пересмотр истории и зачеркивание того, что было доказано самой историей, всегда ведет к повторению этой истории в той или иной форме. А что касается прогнозов о показах фильма в западных странах, по мнению Николая Лебедева, сегодня прежде всего это зависит даже не от дистрибьюторов, а прежде всего от политических нюансов.

«Но я очень надеюсь, что мы сумеем расставить в фильме главные акценты и будем услышаны. Когда я стал вплотную заниматься этим проектом, меня поразило, насколько же сильно было желание человечества объединиться после катастрофы, насколько остро люди понимали, что именно разъединение ведет к повторению катастрофы, как это и было после Первой мировой войны. И, несмотря на все сложности, которые возникали на фоне процесса в политике, на фоне Фултонской речи Черчилля, когда все думали, что все развалится, а оно не развалилось, люди все равно все довели до конца и расставили точки над «и». Да и сам Черчилль, который произнес эту свою знаменитую Фултонскую речь, которая фактически начала холодную войну, был не таким простым и однозначным человеком. Он прилетал в Советский Союз, и не раз, он встречался со Сталиным и в Москве, и в Ялте, и в Тегеране. Эти люди понимали, насколько важно уметь общаться, даже если взгляды не сходятся. Ибо, как говорит русская поговорка «Худой мир всегда лучше доброй ссоры». И мне очень важен этот урок Нюрнбергского процесса – объединение людей разных наций во избежание повторения тех кошмаров, которые случились в начале и середине прошлого века».

Размышляя на вопросом, какие моменты и детали, связанные с сюжетом фильма, стали для него личным потрясением, Николай Лебедев признался, что не может в целом назвать какие-то отдельные факты, поскольку документы Нюрнбергского процесса сегодня в основном открывают глаза тем, кто плохо знает историю Второй мировой войны.

«Я с детства читал книги о Нюрнбергском процессе, я видел эти фотографии. И я никак не могу понять одного - как это могло произойти?!! Я смотрю на лица людей, которые стояли у руля гитлеровской Германии, я слушаю Геринга, который на самом деле обладал невероятной харизмой, и я не понимаю, как эти люди, обладавшие умом, интеллектом и внутренним стержнем, которые совсем не похожи внешне на тех чудовищ с карикатур, могли пойти по этому пути? Как они могли?!! Это меня поражает и потрясает больше всего. И на самом деле именно это одна из самых важных тем нашей картины – что гений и злодейство вещи совместимые. Потому и Кейтель (начальник штаба Верховного командования вермахта) на процессе прилюдно называл Гитлера гением. Я понимаю, что он имел в виду - поднять страну Гете и Шиллера на такое… Это надо обладать большим гением. Страшным гением».

В рамках эфира было поднято множество самых разнообразных тем, связанных с современным российским кинематографом – экранизаций классики, появлений новых киногероев и тенденций международных кинофестивалей, которые, по мнению Николая Лебедева, сегодня представляют собой исключительно коммерческие мероприятия, задача которых раскручивать те фильмы, на которые зритель не пойдет самостоятельно.

«Наслаждаться тем, что «Мир – это большой свинарник», как говорил один героев Хичкока, не слишком большое достоинство. Для меня лично важны картины, которые даже в самых темных временах видят надежду, выход. Потому что в этом и есть путь человечества – что бы ни происходило в жизни человечества, в самые темные времена мы ищем надежду и за счет этого света выживаем. «Список Шиндлера» - тяжелейшая картина, но она несет свет и надежду. Для меня это искусство. А картины, которые спекулируют на черном, низменном и на том, что все мы умрем – это не интересно. Ну, умрем. Но жизнь то продолжается и будет продолжаться».

В ходе беседы затронули и тему полета первого киноэкипажа для съемок фильма в космосе. Николай Лебедев назвал это событие большим космическим приключением, отдав должное самоотверженности Клима Шипенко и Юлии Пересильд, которые, по его словам, сделали потрясающее дело.

Николай Лебедев также сказал много теплых слов в адрес латвийских кинематографистов советского периода, отметив, что, например, фильм «Театр» латвийского режиссера Яниса Стрейча он считает одной из сильнейших картин. И добавил, что сожалеет, что сейчас не видит латвийского кино.

Под занавес эфира Николаю Лебедеву задали извечный вопрос – что спасет наш мир? Был Нюрнбергский процесс, было снято много документальных фильмов и написано книг на эту тему, но все равно в мире продолжают совершаться военные преступления…

«Мне кажется, мир спасет надежда и любовь. Я не думаю, что человечество станет идеальным, в нас заложено много плохого, но и много хорошего. И в этом вечном сражении плохого и хорошего (и внутри человека, и внутри общества, и внутри всего человечества) – в этом есть наше движение вперед. История учит, что, несмотря на то, что мы проходим периодически через очень черные страницы, мы все равно приходим к чему-то светлому. Потому что мир не может жить в ненависти, мир не может существовать во зле, сколь бы привлекательным оно не выглядело и не казалось. Я очень надеюсь, что чувство любви и света, которое изначально заложено в каждом человеке, оно все равно будет торжествовать. И в человечестве в целом».

В онлайн-встрече принимали участие латвийские, белорусские и молдавские журналисты, участники фестиваля Stanislavsky.lv и магистрант ВТУ им. Щепкина Мария Карая. Вели эфир представитель проекта «Культурная линия» Ольга Авдевич и журналист Рита Трошкина.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*