События

Kosmonautas A. Lazutkinas: pavojus manęs neišgąsdino/Космонавт А. Лазуткин: опасность меня не испугала

Valentinas Beržiūnas, "Kauno diena" Источник (ссылка откроется в новом окне)

 

Космонавт Александр Лазуткин доволен, что ему удалось осуществить мечту своей жизни – посмотреть на Землю с высоты космоса. На вопрос, верит ли он, что ещё в этом веке человек сможет прогуливаться по поверхности Марса, Александр Лазуткин ответил, что в этом не сомневается.

- В молодости Вас считали достаточно перспективным спортсменом, кажется, занимались спортивной гимнастикой. Как случилось, что стали не профессиональным спортсменом, а космонавтом?

- Космос всегда был моей величайшей мечтой. Когда был маленький, очень любил различные фантастические книги, фильмы, где рассказывалось о том, как люди летят к другим планетам, как они обживаются, обустраиваются, как ищут иные миры, их находят и познают. Эти темы меня очень интересовали, и, чего хорошего, и побудили желание самому полететь в космос.

Если говорить о гимнастике – когда мне предложили стать профессиональным спортсменом, помню, ответил, что меня больше интересует вопрос, существуют ли иные миры во Вселенной… Тогда размышлял так – будучи спортсменом попутешествую по другим странам, возможно, многого достигну, но не попаду в космос. А это, как уже говорил, очень меня интересовало, будоражило. Видимо, из-за этого и не стал спортсменом.

Правда, позже появилась возможность стать дипломатом. Когда закончил обучение в Московском авиационном институте, мне предложили перейти в другой институт, где готовят дипломатов. Признаю, это предложение меня поначалу заинтересовало – путешествовал бы по миру, выучил бы языки и т.п. Но всё-таки, работа дипломата мне не позволила бы увидать космос. Пришлось отказаться и от этого. Просто всегда стремился исполнить свою мечту.

- Быть космонавтом – опасное занятие. На собственной шкуре это испытали.

- Знаете, даже когда учился в школе, было много опасностей, играли, к примеру, с друзьями в войну – рисковали пораниться. Знали, что прыгая с «тарзанки» в воду вниз головой, можем получить серьёзную травму, но ведь всё равно прыгали. Адреналина было много.

Опасна ли профессия космонавта? Без сомнения. Это я всегда отлично понимал, считал в порядке вещей. Сказал бы, это даже придавало своеобразный шарм моей работе, рискованно, но, зато, увижу космос. Это ведь очень интересно.
Иными словами, риск не являлся тем фактором, который отпугнул бы меня от мечты. Меня всегда привлекала интересная работа, а что она рискованная – что поделаешь.

- Какие чувства, когда летишь в космос, как к этому нужно подготовиться?

- О чувствах: когда ракета поднялась, достигла необходимой высоты, посмотрел в иллюминатор и, знаете, ощутил какую-то горечь разочарования. Почему? Потому, что Земля из космоса выглядит точно так же, как её и представлял, находясь на Земле.

Сегодня увидеть из космоса любой регион мира – запросто, современные технологии предоставляют такие возможности. Грустно, что я слишком поздно оказался в космосе и ничего нового не увидел.

С другой стороны, было много интересного, например, состояние невесомости. Сказал бы, весьма интересное ощущение. На Земле мы состояние невесомости имитировать практически не можем, разве что на очень короткое время, когда самолёту разрешено какое-то время падать…

Интересно то, что к невесомости довольно быстро привыкаешь – к примеру, если сейчас находились бы в невесомости, сначала было бы странно, но позже я бы здесь на Ваших глазах внезапно перекувыркнулся бы на 360 градусов и Вы со мной вполне обычно беседовали бы. И мысли бы не возникло, что происходит что-то странное.

- Сложно ли человеческому организму приспособиться к состоянию невесомости? Недаром же космонавты столько времени тренируются?

- Действительно, для организма такое состояние – не из лёгких. Но организм просто должен привыкнуть. Первые дни, может быть даже, первую неделю или две организм приспосабливается: болит и кружится голова, болит спина… Можно попробовать на Земле какое-то время постоять на руках вниз головой, когда к голове приливает кровь. Вот такое похожее состояние, что стоишь вверх ногами, постоянно ощущается в космосе. На Земле из-за притяжения позвоночник сжимается, в космосе – растягивается. Начинает болеть…

Существуют способы уменьшить неприятные последствия невесомости – к примеру, уменьшить количество жидкости в организме. Если у нормального человека в организме 5 литров крови, у космонавта через какое-то время остаётся 4 литра. И этого количества организму вполне хватает.

Просто необходимо время привыкнуть. А когда это время пройдёт, больше не болят ни спина, ни голова, не ощущаешь симптомов морской болезни, когда тебя кружит, словно на карусели.

Тогда уже можно наслаждаться преимуществами невесомости: можешь летать, можешь сидеть на потолке – и не упадёшь, ни во что не воткнёшься, не сломаешь руку или ногу… Через какое-то время начинаешь думать, что тебе и ноги то не нужны. На Земле люди ходят, а мы летаем.

- Должно быть не каждый может быть космонавтом? Нужно быть особенно сильным?

- Космонавтом может быть нормальный человек, то есть полёты в космос не требуют железного здоровья, просто нужно быть здоровым. Действительно, все те, кто отправился в космос первыми – например, Юрий Гагарин или Алан Шепард – были отобраны из-за могучего физического здоровья. Просто никто не знал, что их ждёт, не было желания рисковать.

Нынешние космонавты или астронавты, по сравнению с теми, довольно нездоровы – у кого-то зрение слабовато, у кого-то проблемы с сердцем, говорю не о серьёзных проблемах, а о мелких, по всем нормам допустимых, и так далее.
Иными словами, стандарты здоровья стали легче, чем раньше. Вообще, верю, что придёт время, когда в космос будут отправлять людей лечиться: для тех, кто имеет проблемы с позвоночником или суставами, космос – отличное место такие болезни излечить. На суставы там нет никакой нагрузки, а позвоночник сам распрямляется.

- Работали с американцами. Отношения России и США в политике напоминают отношения кошки-мышки. Не ссоритесь с коллегами из США из-за политики?

- Точно нет… Как работали, так и работаем с американцами. Знаете, там, в верхах, политики что-то заявляют, из-за чего-то ссорятся, а мы здесь нормально общаемся, работаем вместе. Нет причин ссориться.

- Верите, что в этом веке человек окажется на Марсе?

- Я верю. И это не только вера. Сегодня мы технически полностью готовы к такому проекту. Другими словами, мы можем построить станцию для полёта на Марс. Не вижу никаких проблем – знаем, как это делать, имеем опыт. Ведь то, что сейчас летает вокруг Земли, может долететь и до Красной планеты.

- Имеете ввиду что-то похожее на МКС (Международная Космическая Станция)?

- По сути, да. Сколько лет МКС уже летает вокруг Земли? Пятнадцать! Если можем столько лет пробыть на МКС, можем лететь и на Марс. Для этого ведь понадобится всего пара лет.

Мало того, и мы, и американцы на Марс уже летали: были запущены различные аппараты, и мы уже знаем, как туда долететь. И не только долететь, но и опуститься на поверхность, и успешно вернуться на Землю. Американский зонд опускался на Марс, а затем вновь поднялся и успешно вернулся на Землю. Российский космический аппарат делал то же самое.

Другими словами, технологии уже имеются. Ничего нового изобретать не нужно – прилетим, опустимся, поработаем и вернёмся.

Исключая защиту от радиации – в этом заключается проблема. Видите ли, когда мы летаем вокруг Земли, от радиации нас защищает её магнитное поле. Но как только мы удалимся от Земли и полетим по направлению к Марсу, станем незащищены. Поэтому необходимо решать эту проблему – как защитить экипаж от радиации.

И всё же уверен, что и эта проблема решаема.

- Но ведь люди летали на Луну. Как тогда всё происходило? То есть, как удалось избежать радиации?

-Тогда был очень большой риск. Если бы на Солнце в то время возникла бы большая буря и звезда выбросила бы в космос большое количество радиоактивных частиц, астронавты, летавшие на Луну, могли бы очень сильно пострадать.

- А продолжительность полёта? Два года придётся пробыть в космическом аппарате. Возможно ли выдержать столько времени?

- Самая длительная миссия на МКС продолжалась полтора года, было также много экспедиций, продолжавшихся по году. Врачи и другие эксперты сегодня уже неплохо знают, что происходит с человеком, его организмом, психикой проводя долгое время в космосе. И они говорят, что люди готовы к полёту на Марс. А вернувшись на Землю, они совершенно нормально будут жить дальше.

Раньше мы действительно не знали, способен человек выдержать двухлетнее путешествие или нет. Сейчас уже знаем, что вполне способен; и ничего плохого не произойдёт.

Интересные факты из жизни А. Лазуткина

*Александр Лазуткин – родился в 1957 г. в Москве. Во время учебы в школе увлекался астрономией и спортом. Причем его спортивные успехи оказались настолько впечатляющи, что пришлось перейти из общеобразовательной школы в школу-интернат спортивного профиля. Был удостоен звания мастера спорта СССР по спортивной гимнастике, имеет первый разряд по парашютному спорту.

*Высшее образование получил в Московском авиационном институте (МАИ), который окончил в 1981 г. с дипломом

"инженера-механика".

*После окончания института за успехи в учебе Александра Лазуткина оставили на кафедре в МАИ, где он проработал до 1984 года. Но затем, движимый мечтой о космосе, стал инженером в КБ НПО „Энергия“, где занимался подготовкой экипажей, углублял знания английского языка. В марте 1992 года был зачислен в отряд космонавтов, где двумя годами позже получил звание "Космонавт-испытатель" и начал непосредственную подготовку к полету в космос.

*В свой первый космический полет Александр Лазуткин отправился 10 февраля 1997 года. В составе стартового экипажа был командир корабля Василий Циблиев и германский космонавт-исследователь Райнхольд Эвальд.

*Во время этой космической экспедиции, которая для Александра Лазуткина длилась 184 дня и 22 часа, на орбитальной станции произошло несколько серьезных происшествий, которые могли привести к катастрофе: пожар, утечка хладагента из системы кондиционирования и даже столкновение при перестыковке транспортного грузового корабля "Прогресс М-34" с орбитальным комплексом, приведшее к разгерметизации.

*Полет потребовал от всего экипажа станции, и прежде всего от бортинженера Александра Лазуткина, мужества и слаженности действий. Космонавтам приходилось работать в противогазах, выдерживать температуры до 50 градусов, но они справились со всеми трудностями и 15 августа 1997 года благополучно вернулись на Землю. За этот экстремально сложный полет в космос Александр Лазуткин был удостоен звания Героя России. Награжден медалями NASA "За космический полет" (Space Flight Medal) и "За общественные заслуги" (Public Service Medal)

*Больше Александр Лазуткин в космос не летал, первая тяжелая экспедиция отразилась на здоровье. Но даже после ее завершения он в течение 10 лет являлся космонавтом-испытателем, а в настоящее время работает начальником отдела в Центре подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина в Звездном городке.

 

 

 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Лазуткин

"Когда летел в космос и находился там - ничего не боялся, когда смотрю этот фильм - становится страшно! В нем все показано правильно", - сказал вильнюсцам о документальной ленте…… →

Фото
Видео
Статьи